На информационном ресурсе применяются cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете свое согласие на их использование.
Философия науки?)) Отдельная отрасль научного знания 20 века - мне так кажется отрасль-паразит. Ну что поделать - я все-таки предпочитаю науку без философии. Это я тебе как библиограф отвечаю. А самолет - это концентрация чистой науки в ее прикладном аспекте. Сначала была наука, потом механика, хотя во времена Архимеда обходились просто механикой, тем более без философии науки.
А ты считала, что не должна писать правильное сочинение? :-)Я считала, что ситуация - пофиг, а важнее мои мысли и эмоции)
Но мне вовремя объяснили, что надо мыслить пошире. И что ситуация - это ситуация, а "она вертится" независимо от ситуации и от того, что ты говоришь))
И что гораздо мудрее выбрать жизнь, чем принцип, если тебя или близкого твоего намереваются погубить))
Да, повезло с учителями мне...
Ты в интернете же не только БЗ читаешь, я думаю :-)
Троллинга здесь даже на самом деле очень мало...
Насаждать культуру, конечно же, нужно и должно, но только на основании того, что здесь это типа не принято, вновь пришедшие люди не станут автоматически следовать этикету... Впрочем, будем посмотреть :-)
Троллинга здесь даже на самом деле очень мало...
Насаждать культуру, конечно же, нужно и должно, но только на основании того, что здесь это типа не принято, вновь пришедшие люди не станут автоматически следовать этикету... Впрочем, будем посмотреть :-)
Ой!! Извините меня... я думал - я законченный идеалист, а тут....
ПРАвила значит - все исПРАвят, все ПРАвильно сделают и все все будет хорошо... а что , идея, ПРАвила создадим, ПРАвильные только нужно, будем потом исПРАвлять неПРАведных. Он оттуда, с реала придет такой неПРАвильный, будем отхарками сопливыми углы метить,если не хуже, что захочет - писать, все, что душе заблагорассудится делать в нашем ПРАвильном пространстве, пока не увидит наши ПРАвильные ПРАвила. И все. Сразу мир станет ПРАвильным и в лице этого еще недавно неПРАвильного идивидуума.
Скучно с вами...и глупо..- введите в ваши будущие ПРАвила запрет на ткаие вот суждения, они более вредные, нежели хамить и срать - где ни попадя( по вашей версии)
ПРАвила значит - все исПРАвят, все ПРАвильно сделают и все все будет хорошо... а что , идея, ПРАвила создадим, ПРАвильные только нужно, будем потом исПРАвлять неПРАведных. Он оттуда, с реала придет такой неПРАвильный, будем отхарками сопливыми углы метить,если не хуже, что захочет - писать, все, что душе заблагорассудится делать в нашем ПРАвильном пространстве, пока не увидит наши ПРАвильные ПРАвила. И все. Сразу мир станет ПРАвильным и в лице этого еще недавно неПРАвильного идивидуума.
Скучно с вами...и глупо..- введите в ваши будущие ПРАвила запрет на ткаие вот суждения, они более вредные, нежели хамить и срать - где ни попадя( по вашей версии)
Прогуглил – Скво явно гонит про договор.
Христа же осудили за то, кем он был. Ты предлагаешь мне это?
------------------------------
Не поняла, что что, по-твоему, осудили Христа? И что я тебе предлагаю?
не бойся, Мишель))
Иногда бывает и так:
"Распяли, но не сильно!" (С) Но это, правда, не про Христа.
------------------------------

не бойся, Мишель))
Иногда бывает и так:
"Распяли, но не сильно!" (С) Но это, правда, не про Христа.
Забавно... а мне никто ничего не объяснял, как-то сама к такому выводу пришла.
Может быть, мне моим учителям спасибо сказать надо, наоборот :-)
Может быть, мне моим учителям спасибо сказать надо, наоборот :-)
Сейчас читают
Дозор гуманистический
62112
999
Платяной шкаф. Прочтение правил - ОБЯЗАТЕЛЬНО (часть 23)
266316
1000
130 кг счастья
278737
976
Сдохну щас :-)
Христа распяли потому что осудили, ага. И этот человек читал Библию. А может и не читал...
Христа распяли потому что осудили, ага. И этот человек читал Библию. А может и не читал...
мне так кажется отрасль-паразит. Ну что поделать - я все-таки предпочитаю науку без философии.
------------------------------
Да и ладно)) Тебе оно зачем - про философию науки спорить??
Слава богу, ты здесь, на БЗ, можешь в этом плане предпочитать что угодно)) Хоть алхимию и вампиров))
Мы ж не на конференции)
Кстати - Философия науки - позитивизм - родилась гораздо раньше, прям, сильно раньше, чем в 20 веке...Кадеься, первая треть 19, а подготовили ей Декарт и картезианцы, конечно...
------------------------------
Да и ладно)) Тебе оно зачем - про философию науки спорить??
Слава богу, ты здесь, на БЗ, можешь в этом плане предпочитать что угодно)) Хоть алхимию и вампиров))
Мы ж не на конференции)
Кстати - Философия науки - позитивизм - родилась гораздо раньше, прям, сильно раньше, чем в 20 веке...Кадеься, первая треть 19, а подготовили ей Декарт и картезианцы, конечно...
А я и гуглить не буду. Если такой договор есть - то капец науке. Социология науки, философия науки, психология науки - а че, диссертации народ защищает по этим темам. Раз защищает, значит и науки такие есть, тут можно и договор подогнать. Эх, спасибо ГПНТБ - она мне еще в 1982 году все популярно объяснила про науку и околонауку)
На п.п.
Еще одна мысль.
Мне кажется, когда мужики так ведут себя по отношению к женщинам( зная наверняка, что за ником стоит реальная женщина), пусть даже( или тем более) и к не молодым, то они конченные импотенты. И физически, и морально, и психологически, и по всякому другому. Именно поэтому они так себя ведут. Раньше "дергали за косички" от спермотоксикоза, теперь - от злости и бессилия. Или от бессилия и злости.
Еще одна мысль.
Мне кажется, когда мужики так ведут себя по отношению к женщинам( зная наверняка, что за ником стоит реальная женщина), пусть даже( или тем более) и к не молодым, то они конченные импотенты. И физически, и морально, и психологически, и по всякому другому. Именно поэтому они так себя ведут. Раньше "дергали за косички" от спермотоксикоза, теперь - от злости и бессилия. Или от бессилия и злости.
Крыска
unreal
Чумовое место БЗ... один второго не любит, второй первого не уважает, и все мы тут. Почему?.. Зачем?..
БЗ, куда ж несёшься ты, дай ответ? Не даёт ответа...
БЗ, куда ж несёшься ты, дай ответ? Не даёт ответа...
ПРАвила значит - все исПРАвят, все ПРАвильно сделают и все все будет хорошо...
---------------------------------
И однако, именно правила определяют общение людей везде, абсолютно везде...во всех сферах и во все времена.
И нарушающих правила всегда осуждают те, кто понимает, что без правил никаких игр не бывает, даже самых свободных
Правда, бывает такое правило: играем без правил!
Ну что ж... тогда и получается Королевский крокей))
Эх.. нашел бы кто этот кусочек из постановки Алисы с Высоцким ...
---------------------------------
И однако, именно правила определяют общение людей везде, абсолютно везде...во всех сферах и во все времена.
И нарушающих правила всегда осуждают те, кто понимает, что без правил никаких игр не бывает, даже самых свободных
Правда, бывает такое правило: играем без правил!
Ну что ж... тогда и получается Королевский крокей))
Эх.. нашел бы кто этот кусочек из постановки Алисы с Высоцким ...
...Преподаватель литературы, воспитанный в парадигме советской школы, по определению должен уметь при хорошей начитанности лихо врать...Елена Федоровна из 127 школы так лихо порой заворачивала на родительских собраниях, я под дверями всё слышала...
Петрушечный_нарк
Чингачгук Моисеевич
Мы не то чтобы все и тут. Мы скорее тут сами с собой.....
Прогуглил – Скво явно гонит про договор.Плохо гуглил, я сейчас пойду поищу тебе ссылку.
Ну ты меня конкретно с Декартом урыла, и картезианцами присыпала)) Не нервничай, Скво, библиография вообще выше всех наук и договоров, ибо!
А насчет вампиров и алхимии, это конечно лишнее, что ж ты так меня-то...
А насчет вампиров и алхимии, это конечно лишнее, что ж ты так меня-то...
И однако, именно правила определяют общение людей везде,
-------
Фигня какая то. Как ьуд то там - за пределами БЗ нет ни каких Правил..
-------
Фигня какая то. Как ьуд то там - за пределами БЗ нет ни каких Правил..
Ты мужчина, тебе про мужские мотивации видней... по-моему так в интернете хамят просто от безнаказанности.
Это как с разводами. Почему люди разводятся? Да потому что это разрешено и очень просто. Было бы трудно или запрещено - жили бы как миленькие.
Это как с разводами. Почему люди разводятся? Да потому что это разрешено и очень просто. Было бы трудно или запрещено - жили бы как миленькие.
БЗ, куда ж несёшься ты, дай ответ? Не даёт ответа...
--------------------------
БЗ должно просто ус...ся от гордости)) Сравнили его, болезного, со всея Россией!
--------------------------
БЗ должно просто ус...ся от гордости)) Сравнили его, болезного, со всея Россией!
Ок, от нее - безнаказанности, а почему - не все это делают??
по-моему так в интернете хамят просто от безнаказанности
--------------------------
Точно!
--------------------------
Точно!
Петрушечный_нарк
Чингачгук Моисеевич
Скорее, от стыда)
К сожалению, ЧЮ и хамством где то очень близко .
Все. Временами. Живые же люди :-)
А какой нибудь долбодятел, типа... не будем показывать пальцем... даже святого выбесит.
А какой нибудь долбодятел, типа... не будем показывать пальцем... даже святого выбесит.
Потому что некоторые потом выходят в реал - и что делать с всем этим говном, что тут наговорил, потом в реале? Ну вот как я могу себя позиционировать как молоденькую очаровашку, если потом пойду пить пиво с отчаянно тут мной охмуряемыми? Значит не пить мне пива))) Так и хамством - Хаму реал не грозит, вот и выеживается)
Но есть просто люди, которые никогда такими быть не могут, по определению. Просто не может и все! Культура! елки-палки
Но есть просто люди, которые никогда такими быть не могут, по определению. Просто не может и все! Культура! елки-палки
Ну а вот представь, возьмёт такой хам и придёт на тусу. Что ему там, в рыло сходу дадут?..
Да это я не тебя так, это я всех нас так, кто говорит о той сфере, в которой глубоко не разбирается.
Я хоть с уважением... умные люди и интересные занимаются наукой. И про теорию научного договора мне с примерами рассказал сам Фофанов - директор тогда фил. факультета НГУ. Я к нему с уважением.
А поговорить-то да, и осудить как лженауку можно что угодно. Хоть вообще всю науку. Или всю философию - ей не привыкать, что её шпыняют)) Однако именно философия - методология ЛЮБОЙ науки. Математики это чтят...
А пример научного договора - геометрия Лобачевского, например... Или современная квантовая теория... я ссылку сегодня как раз кидала про это)) Забыть все, к чему мы привыкли, все привычные законы - и после этого изучать кванты...
Я хоть с уважением... умные люди и интересные занимаются наукой. И про теорию научного договора мне с примерами рассказал сам Фофанов - директор тогда фил. факультета НГУ. Я к нему с уважением.
А поговорить-то да, и осудить как лженауку можно что угодно. Хоть вообще всю науку. Или всю философию - ей не привыкать, что её шпыняют)) Однако именно философия - методология ЛЮБОЙ науки. Математики это чтят...
А пример научного договора - геометрия Лобачевского, например... Или современная квантовая теория... я ссылку сегодня как раз кидала про это)) Забыть все, к чему мы привыкли, все привычные законы - и после этого изучать кванты...
Не придет. испугается. Это как рыбку из аквариума вытащить.
Да придёт... Рано или поздно придёт.
Тут дело в том, что это почти нормально - рассчитывать на безусловную порядочность других людей, даже если сам считаешь вправе вести себя непорядочно.
Тут дело в том, что это почти нормально - рассчитывать на безусловную порядочность других людей, даже если сам считаешь вправе вести себя непорядочно.
Так и хамством - Хаму реал не грозит, вот и выеживается)
Но есть просто люди, которые никогда такими быть не могут, по определению. Просто не может и все! Культура! елки-палки
-------------
Как вы противочеричивы в своих суждениях. дело то оказывается не в безнаказанности...и оказывается есть люди , которых не надо ни оправдывать, ни понимать.. они просто.. Люди..в отличие..
Кстати, почему это Хаму не грозит реал?? Ему уже отрезали башку??
Но есть просто люди, которые никогда такими быть не могут, по определению. Просто не может и все! Культура! елки-палки
-------------
Как вы противочеричивы в своих суждениях. дело то оказывается не в безнаказанности...и оказывается есть люди , которых не надо ни оправдывать, ни понимать.. они просто.. Люди..в отличие..
Кстати, почему это Хаму не грозит реал?? Ему уже отрезали башку??
Он не в нашем часовом поясе, как минимум :-)
Да не в нём дело, он же не один такой. Есть и местные, которые за говном в карман не лезут. И чё?.. Кто-то по харе схлопотал? Да вроде нет.
Да не в нём дело, он же не один такой. Есть и местные, которые за говном в карман не лезут. И чё?.. Кто-то по харе схлопотал? Да вроде нет.
Не дадут. И это плохо, потому что он останется безнаказанным. Или хорошо - вот какие мы культурные, даже хаму морду бить не можем, из гуманизма.
Да и не придет он. Все-таки из опыта вирта-реала, у меня не было вот прям такого диссонанса этих ипостасей у обитателей БЗ. Может просто потому, что именно такие и ходят в реал?)
А вот, читая иногда из года в год кого-нить, чувствуется запашок, а в реале столкнулись - точно воняет)) Ну это было у меня только пару раз наверное
Да и не придет он. Все-таки из опыта вирта-реала, у меня не было вот прям такого диссонанса этих ипостасей у обитателей БЗ. Может просто потому, что именно такие и ходят в реал?)
А вот, читая иногда из года в год кого-нить, чувствуется запашок, а в реале столкнулись - точно воняет)) Ну это было у меня только пару раз наверное
НПП
Это из-за чего обострение? Лунополние там, что ли?
Я даже по себе ощущаю, что хочется всенепременно бороться с ошибающимися и обязательно доказать, что они дураки, а я весь в белом и не в навозе.
Останавливаюсь, однако, на сегодня. Ибо.
Это из-за чего обострение? Лунополние там, что ли?
Я даже по себе ощущаю, что хочется всенепременно бороться с ошибающимися и обязательно доказать, что они дураки, а я весь в белом и не в навозе.
Останавливаюсь, однако, на сегодня. Ибо.
Это тебя какой-нибудь модератор укусил :-)
Готовишься на выборах победить, наверное...
Готовишься на выборах победить, наверное...
Не знаю - как у вас, у нас - схлопатывали. По харе.
Я спать. Голосуем за Еча, Мужика и Еку 26. НЕ путатйте с Екой 16!
Я спать. Голосуем за Еча, Мужика и Еку 26. НЕ путатйте с Екой 16!
Петрушечный_нарк
Чингачгук Моисеевич
Голосуйте также за Еку 6 и Еку 36! На всякий случай!
Синенький
veteran
Вот видите, а там - в соседнем - личину невинного изобразили, а сами - ядом брызжете.
Ну чего ты мне все разжевываешь) Даже теория относительности относительна. И про допуски в науке я тоже в курсе. И научный договор - это просто уступка по необходимости. А к философам я отношусь настороженно, если честно)) Что-то они там мутят 

Петрушечный_нарк
Чингачгук Моисеевич
пш-пш-пш *брызгает*
Тигирька
полосатая
Я вот тоже думаю...если мне не повезло НИ в чем...как же мне должно повезти в денежной лотерее типа спортлото.... 

selivan
v.i.p.
пш-пш-пш *брызгает*сделал дело - помой тело
Никакого противоречия - просто разные основания для поведения. Я вот отношусь к тем, кто боится противорречия реала и вирта, и поэтому стараюсь быть везде самой собой. Могу и нагрубить, почему и не отношу себя к тем безусловно праведным людям. Правда нагрубить могу и в реале, и в вирте. Видите, какая я органичная)))))
ибо.. ибо - охренеть..
..ибо иногда я понимаю, отчего подчас я так особенно ненавижу слова - ибо в их кущах можно задушить и вывернуть наизнанку самое простое в отвратительно напыщенное, самое доброе - в своего антипода. слово порой - та ужасная доска с гвоздями, за которую Македонский по легенде приказал убить её изобретателя.
..ибо иногда я понимаю, отчего подчас я так особенно ненавижу слова - ибо в их кущах можно задушить и вывернуть наизнанку самое простое в отвратительно напыщенное, самое доброе - в своего антипода. слово порой - та ужасная доска с гвоздями, за которую Македонский по легенде приказал убить её изобретателя.
Вы бы не смогли общаться на калининградском форуме....
калининградскому форуму оч. крупно повезло)
Да нет...им ВООБЩЕ не повезло...они - Америка..
калининградскому форуму оч. крупно повезло)будите у нас на Колыме...
В гносеологии есть направление агностицизма и его разновидность конвенционализм - весьма популярная в современном мире теория, а я знатный агностик... Считаю, что великая изначальная Идея в материальном мире может отражаться как угодно и поэтому может быть воспринята, осознанна и зашифрована как угодно... а какой уж код считать истинным - это как договорятся кодировщики-ученые))) Неевклидова, евклидова... какая удобнее для применения.
взято из первого попавшегося учебника
взято из первого попавшегося учебника
Показать спойлер
На рубеже XIX - XX вв. сформировалась еще одна разновидность агностицизма - конвенционализм. Внутринаучной предпосылкой его формирования были теоретизация естественных наук, усиление роли научных понятий, законов, теорий в качестве средств познания, выявившаяся возможность выбора средств теоретического отражения действительности, расширяющийся диапазон конвенций в среде естествоиспытателей. Конвенционализм (от лат. conventio - договор, соглашение) определяется как философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными.
Виднейший его представитель - французский математик и методолог науки А. Пуанкаре (1854 - 1912). Анализируя факт существования в науке ряда геометрий - евклидовой, Лобачевского, Римана, А. Пуанкаре пришел к выводу, что "геометрические аксиомы не являются ни синтетическими априорными суждениями, ни опытными фактами. Они суть условные положения... Одна геометрия не может быть более истинна, чем другая; она может быть только более удобна" (Пуанкаре А. "Наука и гипотеза". М., 1904. С. 60 - 61). Прагматический критерий, взятый в качестве единственного ориентира достоверности, вел к сомнению в познаваемости сущности материальных систем, законов природной действительности; научные законы, по его мнению, суть условности, символы.
А. Пуанкаре отделял отношения между вещами от сущности самих вещей, считал, что познаваемы только отношения. Он писал: "Сначала нам представляется, что теории живут не долее дня и что руины нагромождаются на руины. Сегодня теория родилась, завтра она в моде, послезавтра она делается классической, на третий день она устарела, а на четвертый - забыта. Но если всмотреться ближе, то увидим, что так именно падают, собственно говоря, те теории, которые имеют притязание открыть нам сущность вещей. Но в теориях есть нечто, что чаще всего выживает. Если одна из них открыла нам истинное отношение, то это отношение является окончательным приобретением; мы найдем его под новым одеянием в других теориях... Единственной объективной реальностью являются отношения вещей, отношения, из которых вытекает мировая гармония" (Пуанкаре А. "О науке". М., 1983. С. 278 - 279). Но природа вещей непознаваема. "Не только наука не может открыть нам природу вещей; ничто не в силах открыть нам ее, и если бы ее знал какой-нибудь бог, то он не мог бы найти слов для ее выражения" (там же. С. 277).
Конвенционализм как система мировоззренческих взглядов и принципов научного познания широко распространился в последние десятилетия в западной философии, а также в логике и методологии науки. С конвенционалистскими установками выступали К. Поппер, И. Лака-тос, П. Фейерабенд и многие другие ученые. Основоположник неорационализма французский философ Г. Башляр (1884 - 1962) разделял мир на "естественную реальность" и "техническую реальность". В практике, практических действиях, полагал он, субъект включается в "естественную реальность", творит новую по принципам разума через опредмечивание идей. В процессе преобразующей практики субъект, однако, не выявляет никаких черт естественной реальности, а раскрывает "формы", "порядок", "программы", развернутые в "технической реальности". Этот мир и познаваем.
Краткий обзор перичесленных выше концепций убеждает, что в них вовсе не отрицается возможность познания мира вообще или феноменологической его стороны, данной в ощущениях или рассудке человека, да и нелепо, видимо, полагать, будто найдутся философы, в прямом смысле слова отрицающие возможность познания каких-то, хотя бы самых очевидных, сторон объектов мира.
И если некоторые философы и естествоиспытатели все же ставят под сомнение возможность познания "вещи в себе", то этого не делает никто, когда заходит речь о явлениях (другое дело, как трактуется при этом природа самого явления или "мира вообще").
Так или иначе, а трактовка агностицизма как учения, подвергающего отрицанию (или сомнению) принципиальную познаваемость мира, является неточной.
Агностические концепции появляются и функционируют в сфере науки, философии, культуры не из наивно-примитивного нигилизма в отношении к познанию, а из столкновения с противоречивой природой материальных систем и чрезвычайно сложным характером и процессом ее отображения в сознании субъекта.
Современная философская теория познания не расходится с агностицизмом в вопросе о познаваемости явлений (как феноменов, объектов чувственного познания). Не расходятся они и в ответе на вопрос: можно ли познать мир целиком во всех его связях и опосредованиях? (На это дается отрицательный ответ.)
Расхождение в другом - по вопросу о том, познаваема ли сущность материальных систем. Расхождения - в трактовке природы "феномена" - явления: имеют ли эти явления непосредственное отношение к сущности и возможно ли через явления получать достоверные знания о сущности материальных систем?
На вопрос о возможности получения достоверного знания о сущности предметов (или о главном в этой сущности) агностики отвечают отрицательно, хотя и по-разному, в зависимости от того, признают ли они вообще существование сущности или нет, а если признают, то какую видят связь сущности с явлением.
С точки зрения диалектической философии мир материальных систем не ограничивается чувственно воспринимаемыми свойствами и отношениями. За ними находятся, за ними скрываются и в них проявляются (нередко искаженно) сущностные связи и отношения.
Специфика агностицизма - в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем. Это и есть главный признак агностицизма, и он должен быть отражен в исходном определении понятия "агностицизм".
Таким образом, в качестве исходного может быть предложено следующее определение: агностицизм - это учение (или убеждение, установка), отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.
Виднейший его представитель - французский математик и методолог науки А. Пуанкаре (1854 - 1912). Анализируя факт существования в науке ряда геометрий - евклидовой, Лобачевского, Римана, А. Пуанкаре пришел к выводу, что "геометрические аксиомы не являются ни синтетическими априорными суждениями, ни опытными фактами. Они суть условные положения... Одна геометрия не может быть более истинна, чем другая; она может быть только более удобна" (Пуанкаре А. "Наука и гипотеза". М., 1904. С. 60 - 61). Прагматический критерий, взятый в качестве единственного ориентира достоверности, вел к сомнению в познаваемости сущности материальных систем, законов природной действительности; научные законы, по его мнению, суть условности, символы.
А. Пуанкаре отделял отношения между вещами от сущности самих вещей, считал, что познаваемы только отношения. Он писал: "Сначала нам представляется, что теории живут не долее дня и что руины нагромождаются на руины. Сегодня теория родилась, завтра она в моде, послезавтра она делается классической, на третий день она устарела, а на четвертый - забыта. Но если всмотреться ближе, то увидим, что так именно падают, собственно говоря, те теории, которые имеют притязание открыть нам сущность вещей. Но в теориях есть нечто, что чаще всего выживает. Если одна из них открыла нам истинное отношение, то это отношение является окончательным приобретением; мы найдем его под новым одеянием в других теориях... Единственной объективной реальностью являются отношения вещей, отношения, из которых вытекает мировая гармония" (Пуанкаре А. "О науке". М., 1983. С. 278 - 279). Но природа вещей непознаваема. "Не только наука не может открыть нам природу вещей; ничто не в силах открыть нам ее, и если бы ее знал какой-нибудь бог, то он не мог бы найти слов для ее выражения" (там же. С. 277).
Конвенционализм как система мировоззренческих взглядов и принципов научного познания широко распространился в последние десятилетия в западной философии, а также в логике и методологии науки. С конвенционалистскими установками выступали К. Поппер, И. Лака-тос, П. Фейерабенд и многие другие ученые. Основоположник неорационализма французский философ Г. Башляр (1884 - 1962) разделял мир на "естественную реальность" и "техническую реальность". В практике, практических действиях, полагал он, субъект включается в "естественную реальность", творит новую по принципам разума через опредмечивание идей. В процессе преобразующей практики субъект, однако, не выявляет никаких черт естественной реальности, а раскрывает "формы", "порядок", "программы", развернутые в "технической реальности". Этот мир и познаваем.
Краткий обзор перичесленных выше концепций убеждает, что в них вовсе не отрицается возможность познания мира вообще или феноменологической его стороны, данной в ощущениях или рассудке человека, да и нелепо, видимо, полагать, будто найдутся философы, в прямом смысле слова отрицающие возможность познания каких-то, хотя бы самых очевидных, сторон объектов мира.
И если некоторые философы и естествоиспытатели все же ставят под сомнение возможность познания "вещи в себе", то этого не делает никто, когда заходит речь о явлениях (другое дело, как трактуется при этом природа самого явления или "мира вообще").
Так или иначе, а трактовка агностицизма как учения, подвергающего отрицанию (или сомнению) принципиальную познаваемость мира, является неточной.
Агностические концепции появляются и функционируют в сфере науки, философии, культуры не из наивно-примитивного нигилизма в отношении к познанию, а из столкновения с противоречивой природой материальных систем и чрезвычайно сложным характером и процессом ее отображения в сознании субъекта.
Современная философская теория познания не расходится с агностицизмом в вопросе о познаваемости явлений (как феноменов, объектов чувственного познания). Не расходятся они и в ответе на вопрос: можно ли познать мир целиком во всех его связях и опосредованиях? (На это дается отрицательный ответ.)
Расхождение в другом - по вопросу о том, познаваема ли сущность материальных систем. Расхождения - в трактовке природы "феномена" - явления: имеют ли эти явления непосредственное отношение к сущности и возможно ли через явления получать достоверные знания о сущности материальных систем?
На вопрос о возможности получения достоверного знания о сущности предметов (или о главном в этой сущности) агностики отвечают отрицательно, хотя и по-разному, в зависимости от того, признают ли они вообще существование сущности или нет, а если признают, то какую видят связь сущности с явлением.
С точки зрения диалектической философии мир материальных систем не ограничивается чувственно воспринимаемыми свойствами и отношениями. За ними находятся, за ними скрываются и в них проявляются (нередко искаженно) сущностные связи и отношения.
Специфика агностицизма - в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем. Это и есть главный признак агностицизма, и он должен быть отражен в исходном определении понятия "агностицизм".
Таким образом, в качестве исходного может быть предложено следующее определение: агностицизм - это учение (или убеждение, установка), отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.
Показать спойлер
а себе они наверняка нравятся.. причём правильно и делают)