Мир изменился! (часть 4)
73584
1000
Алексий
капэц :шок:

Показать спойлер
ВШЭ ПОТРАТИТ 10 МЛН НА ИЗМЕРЕНИЕ «ДУХОВНОСТИ» И «НРАВСТВЕННОСТИ» СТУДЕНТОВ

НИУ ВШЭ (Высшая школа экономики) разработает систему оценки лояльности студентов традиционным ценностям. Заказчик тендера на 10 миллионов рублей: Российский университет спорта «ГЦОЛИФК». Важно, что он подчиняется напрямую Министерству спорта. Это намекает, что идея может исходить не столько от самого вуза, сколько от вышестоящих государственных структур.

ВШЭ - крупный и уважаемый университет, который славится своими сильными исследованиями в области социологии, экономики и политологии. Однако за последние годы многие преподаватели и сотрудники вуза либо ушли сами, либо были уволены из-за «неправильных» взглядов, что повлияло как на учебную программу, так и на темы научных работ.

Договор доступен на сайте госзакупок

Согласно техническому заданию, государство и вузы сейчас действуют вслепую в вопросах воспитания. Они проводят множество мероприятий: лекции о патриотизме, семинары о традиционных ценностях, внеучебную деятельность. Но есть большая проблема: они не знают, работают ли эти мероприятия вообще.

Нет измерителя универсального и научного способа измерить, изменилось ли отношение студента после такой лекции. Поверил ли он в сказанное? Проигнорировал? Усмехнулся?

Нет и инструмента, чтобы выявлять студентов, которые могут быть в «зоне риска» — то есть тех, чьи ценности сильно отличаются от тех, что продвигает государство, и кто может быть склонен к какому-то протестному или «деструктивному» поведению.

Вот этот вакуум данных и хотят заполнить исследователи из ВШЭ.

Это не просто анкета с вопросами «Любишь ли ты Родину?». Речь идет о создании целого научно-методического комплекса. Скорее всего, он будет включать:

Разработку опросников. Это будут хитрые психологические и социологические тесты, где вопросы могут быть замаскированными или составленными по специальным шкалам (например, шкала Лайкерта), чтобы выявить не то, что человек говорит, а то, что он действительно думает. Это позволит отсечь социально желательные ответы.
Определение критериев и метрик: Что именно считается «традиционной ценностью»? Любовь к семье? Уважение к истории? Патриотизм? Религиозность? Консервативные взгляды? Исследователям предстоит дать четкие определения и решить, как это все измерить в баллах или процентах.
Анализ цифрового следа: В техническом задании прямо упоминается анализ ценностных ориентаций. В современном мире это с высокой вероятностью может означать не только опросы, но и мониторинг активности студентов в соцсетях, чтобы выявлять «деструктивные» взгляды.
Создание «профиля лояльности»: На выходе, вероятно, будет какой-то алгоритм или индекс, который по сумме ответов будет относить студента к определенной категории: «высокая лояльность», «умеренная», «группа риска».

Если методика признают успешной, ее могут рекомендовать к внедрению по всей стране.

Эксперты ВШЭ не только создадут «детектор», но и «инструкцию по применению». Они дадут вузам рекомендации: как именно нужно говорить с молодежью, какие форматы мероприятий работают лучше всего, как проводить эффективные информационные кампании, чтобы эти ценности продвигать и прививать. По сути, это создание инструмента для мягкой (или не очень) пропаганды внутри университетов.

Остается надеяться, что студенты, зная о такой системе, могут просто научиться давать «правильные» ответы, что сделает всю систему бесполезной. К тому же университет традиционно считается местом свободной мысли и критического мышления. Подобные системы подрывают это доверие и создают атмосферу подозрительности.

ВШЭ создает не просто «анкету», а сложный инструмент диагностики и влияния. Это создает огромные риски для свободы мысли и приватности студентов, а также превращает университеты в инструмент идеологического контроля.
Показать спойлер