Хореография Петипа в системе хореографического образования
5445
0
Dance_project
junior
Из сборника статей Михаила Колтунова, Классический танец - методика преподавания
М.С. Колтунов
ХОРЕОГРАФИЯ ПЕТИПА
В СИСТЕМЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Михаил КолтуновВклад Петипа в хореографическое искусство невозможно переоценить. Весь академический балет в той или иной мере до сих пор несёт отпечаток его творческого гения.
Незадолго до смерти, вынужденный уйти из театра, Мариус Иванович сказал: «Что же станут делать после меня, когда моё имя не появится на афише?». Старый мастер ошибся – не одно поколение артистов балета воспитывалось и воспитывается на хореографии Петипа, который сумел вобрать в себя опыт предшественников, и создать свой «язык Петипа». Его балетмейстерская и педагогическая деятельность оказала определяющее воздействие на формирование исполнительского стиля русских танцовщиков и танцовщиц.
Именно этому выдающемуся хореографу мы обязаны не только сохранением шедевров Доберваля, Перро и других классиков хореографии, но и высшим достижением в развитии их наследия.
Из множеств созданных им балетов сохранилось сравнительно небольшое число, но эти спектакли до сих пор сияют и служат нам примером: «Жизель», grand pas из балета «Пахита», «Корсар», «Дон-Кихот» (в хореографической версии А. Горского), «Арлекинада», «Эсмеральда», «Коппелия», «Баядерка», а также «Спящая красавица», «Раймонда», «Лебединое озеро» в содружестве с Львом Ивановым, осуществлённые в союзе с композиторами П. Чайковским и А. Глазуновым, явившими новое обретение русского балета – симфоническую образность танца.
Хореография Петипа – высшая школа для балерин и танцовщиков, так как исполнять её могут лишь артисты, владеющие высоким профессионализмом. Малейшие недостатки исполнения, малейшее дилетантство неумолимо обнажаются. Эти требования относятся не только к солистам, но и к строгим ансамблям кордебалета, которым спектакли Петипа, отличаются от работ его предшественников. Его кордебалетные номера композиционно ясны, имеют чётко распланированные, линейные построения, единый строй и исполнять их можно, только имея хорошую форму и подготовку.
Для хореографического училища наследие Мариуса Ивановича Петипа, уже на протяжении многих лет является основой репертуара и представляет огромную учебно-воспитательную ценность. Она не устареет и не утратит свою актуальность для процесса обучения, так как в неё заложены основные требования, предъявляемые к учебным примерам и композициям – чистота музыкальных форм, простота и логика построения, повторяемость элементов, точность музыкально-хореографических кульминаций и академизм присущий всей его хореографии.
Работая с великими русскими композиторами, Мариус Иванович Петипа новаторски подошёл к воплощению их гениальных партитур. В результате творческих исканий сложилась ёмкая форма многоактного балетного спектакля, совершенного во всех своих слагаемых – сольных вариациях, танцевальных ансамблях, массовых эпизодах. Яркие тому примеры: «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда», в которых мы находим прекрасный учебный материал для народно – сценического, дуэтно-классического танца и множества сольных классических вариаций, составляющих основу учебно-сценической практики хореографического училища.
В чём же заключается школьность хореографии Петипа, и почему его сольные вариации имеют большую практическую учебную ценность?
Танцевальная лексика, которая используется балетмейстером, всецело состоит из элементов программы обучения хореографической школы. Это касается не только классического, но и дуэтного танца, ведь adagio в балетах Петипа основаны на канонических обводках, вращениях, поддержках и прыжках. Они поставлены в предельной слитности с музыкой и точно отображают её кульминации. Их построение всегда имеет точные фразировки, хореографическую целостность, лейтмотивность и логику движения. Яркий тому пример балет “Спящая красавица” – adagio принцессы Авроры и её женихов из первого акта, поражающее своей гениальной простотой, adagio принцессы Авроры и принца Дезире из финального па-де-де третьего акта, которое считается высшей школой классической хореографии и исполняется лишь особо одарёнными учащимися старших классов училища.
Сольные вариации, которыми очень богата хореография Мариуса Ивановиче Петипа, композиционно строятся по тем же законам и принципам, которым должны подчиняться учебные примеры в классах. Они строгие по музыкальной форме (обычно простой трёх или пятичастной) с четкой квадратностью, что развивает у учащихся чувства музыкальной фразы. В них всегда есть основные движения, повторяющиеся несколько раз в логических сочетаниях со связующими элементами. Взять любую вариацию, как женскую, так и мужскую – все они строятся по этому принципу.
Балеты Мариуса Петипа включают в себя множество различных па- де-де, па-де-труа, па-де-катр, орнаментальных характерных дивертисментов и кордебалетных номеров, исполняя которые учащиеся проходят школу высокого благородного танца и благородных манер, учатся чувствовать, понимать и соответствующе реагировать на состояние, действие партнера, взаимодействовать с ним на сцене.
Есть хореографы, лучше владеющие формами сольного танца. Есть балетмейстеры, больше тяготеющие к сочинению ансамблевых танцев. Уникальность таланта Петипа – в великолепном мастерстве и сольных, и кордебалетных танцевальных форм. Всем известны тени из балета «Баядерка», классический ансамбль Оживлённого сада из балета «Корсар», Нереиды из балета «Спящая красавица», первый и третий акты из балета «Лебединое озеро», Вилисы из балета «Жизель», и другие ансамблевые номера, при исполнении которых учащиеся приобретают незаменимый опыт и школу классического кордебалета.
Хореография Петипа наполнена множеством выразительных, грациозных и образных поз и не менее ценных для школы переходов через позы от одной части танца к другой, жестов, которые несут собой большое воспитательное значение в отработке точности и культуры позиций рук и манеры подачи образа. Этому способствует и координационно точное соответствие работы рук, головы и взгляда в движениях, подобранных балетмейстером для того или иного персонажа.
С наследием Петипа дети начинают знакомиться уже с младших классов. В качестве танцевального материала в этом возрасте можно использовать не сложные массовые номера такие как вальс из первого акта балета «Спящая красавица», мазурка из балета «Пахита» и т.д. Начиная со средних классов обучения наследие Мариуса Ивановича Петипа входит в программы обучения хореографического училища более шире. Помимо массовых номеров начинается работа над не очень сложными по технике вариациями второго или корифейского плана. Это могут быть вариации фей из пролога балета «Спящая красавица», вариация Амурчика из балета «Дон – Кихот», вариации из вставного па-де-де первого акта балета « Жизель» и другие. Если в них встречаются элементы, с которыми ученик в силу своих физических данных пока не справляется, к примеру – двойной tour в воздухе с окончанием в позу арабеск, в последней диагонали вставной мужской вариации из первого акта балета «Жизель», то его заменяют более доступным одинарным, либо tour из пятой позиции в пятую. Выбор материала всецело зависит от профессиональной одаренности и подготовленности учеников.
В старших классах по мере укрепления физических данных и освоения более технически сложных программных элементов классического и дуэтного танца, овладения актёрскими навыками начинается работа над ведущими сольными вариациями, па-де-де, па-де-труа и т.д. Здесь наследие Мариуса Ивановича Петипа предоставляет нам большое многообразие выбора.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что хореография Мариуса Петипа в системе хореографического образования до сих пор является крепким и надежным фундаментом обучения и учебно-сценической практики училища, являясь средством и методом обучения.
В связи с этим перед школой остро стоит проблема сохранения наследия и стиля Петипа. Тем более, что касается самой хореографии, то, конечно же, многое, к сожалению, уже безвозвратно утеряно, многое искажено. В связи с этим возникает вопрос – что же считать истинным образцом подлинности? Как реставрировать хореографию и нужно ли это делать?
Основная задача хореографического училища – воспитать в учениках отношение к балету, как к высокому искусству, развить чувство стиля, научить академической грамотности и технике классического танца, являющегося основой любого направления танцевального искусства. Воспитать уважение к традициям русского балета, к его основателям и мастерам. Этому во многом и помогает наследие Мариуса Ивановича Петипа, являющееся для нас основным критерием профессионального мастерства балетного танцовщика, нашим достоянием, которое необходимо сохранять, оберегать и широко вводить в учебные программы и школьные спектакли.
М.С. Колтунов
ХОРЕОГРАФИЯ ПЕТИПА
В СИСТЕМЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Михаил КолтуновВклад Петипа в хореографическое искусство невозможно переоценить. Весь академический балет в той или иной мере до сих пор несёт отпечаток его творческого гения.
Незадолго до смерти, вынужденный уйти из театра, Мариус Иванович сказал: «Что же станут делать после меня, когда моё имя не появится на афише?». Старый мастер ошибся – не одно поколение артистов балета воспитывалось и воспитывается на хореографии Петипа, который сумел вобрать в себя опыт предшественников, и создать свой «язык Петипа». Его балетмейстерская и педагогическая деятельность оказала определяющее воздействие на формирование исполнительского стиля русских танцовщиков и танцовщиц.
Именно этому выдающемуся хореографу мы обязаны не только сохранением шедевров Доберваля, Перро и других классиков хореографии, но и высшим достижением в развитии их наследия.
Из множеств созданных им балетов сохранилось сравнительно небольшое число, но эти спектакли до сих пор сияют и служат нам примером: «Жизель», grand pas из балета «Пахита», «Корсар», «Дон-Кихот» (в хореографической версии А. Горского), «Арлекинада», «Эсмеральда», «Коппелия», «Баядерка», а также «Спящая красавица», «Раймонда», «Лебединое озеро» в содружестве с Львом Ивановым, осуществлённые в союзе с композиторами П. Чайковским и А. Глазуновым, явившими новое обретение русского балета – симфоническую образность танца.
Хореография Петипа – высшая школа для балерин и танцовщиков, так как исполнять её могут лишь артисты, владеющие высоким профессионализмом. Малейшие недостатки исполнения, малейшее дилетантство неумолимо обнажаются. Эти требования относятся не только к солистам, но и к строгим ансамблям кордебалета, которым спектакли Петипа, отличаются от работ его предшественников. Его кордебалетные номера композиционно ясны, имеют чётко распланированные, линейные построения, единый строй и исполнять их можно, только имея хорошую форму и подготовку.
Для хореографического училища наследие Мариуса Ивановича Петипа, уже на протяжении многих лет является основой репертуара и представляет огромную учебно-воспитательную ценность. Она не устареет и не утратит свою актуальность для процесса обучения, так как в неё заложены основные требования, предъявляемые к учебным примерам и композициям – чистота музыкальных форм, простота и логика построения, повторяемость элементов, точность музыкально-хореографических кульминаций и академизм присущий всей его хореографии.
Работая с великими русскими композиторами, Мариус Иванович Петипа новаторски подошёл к воплощению их гениальных партитур. В результате творческих исканий сложилась ёмкая форма многоактного балетного спектакля, совершенного во всех своих слагаемых – сольных вариациях, танцевальных ансамблях, массовых эпизодах. Яркие тому примеры: «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда», в которых мы находим прекрасный учебный материал для народно – сценического, дуэтно-классического танца и множества сольных классических вариаций, составляющих основу учебно-сценической практики хореографического училища.
В чём же заключается школьность хореографии Петипа, и почему его сольные вариации имеют большую практическую учебную ценность?
Танцевальная лексика, которая используется балетмейстером, всецело состоит из элементов программы обучения хореографической школы. Это касается не только классического, но и дуэтного танца, ведь adagio в балетах Петипа основаны на канонических обводках, вращениях, поддержках и прыжках. Они поставлены в предельной слитности с музыкой и точно отображают её кульминации. Их построение всегда имеет точные фразировки, хореографическую целостность, лейтмотивность и логику движения. Яркий тому пример балет “Спящая красавица” – adagio принцессы Авроры и её женихов из первого акта, поражающее своей гениальной простотой, adagio принцессы Авроры и принца Дезире из финального па-де-де третьего акта, которое считается высшей школой классической хореографии и исполняется лишь особо одарёнными учащимися старших классов училища.
Сольные вариации, которыми очень богата хореография Мариуса Ивановиче Петипа, композиционно строятся по тем же законам и принципам, которым должны подчиняться учебные примеры в классах. Они строгие по музыкальной форме (обычно простой трёх или пятичастной) с четкой квадратностью, что развивает у учащихся чувства музыкальной фразы. В них всегда есть основные движения, повторяющиеся несколько раз в логических сочетаниях со связующими элементами. Взять любую вариацию, как женскую, так и мужскую – все они строятся по этому принципу.
Балеты Мариуса Петипа включают в себя множество различных па- де-де, па-де-труа, па-де-катр, орнаментальных характерных дивертисментов и кордебалетных номеров, исполняя которые учащиеся проходят школу высокого благородного танца и благородных манер, учатся чувствовать, понимать и соответствующе реагировать на состояние, действие партнера, взаимодействовать с ним на сцене.
Есть хореографы, лучше владеющие формами сольного танца. Есть балетмейстеры, больше тяготеющие к сочинению ансамблевых танцев. Уникальность таланта Петипа – в великолепном мастерстве и сольных, и кордебалетных танцевальных форм. Всем известны тени из балета «Баядерка», классический ансамбль Оживлённого сада из балета «Корсар», Нереиды из балета «Спящая красавица», первый и третий акты из балета «Лебединое озеро», Вилисы из балета «Жизель», и другие ансамблевые номера, при исполнении которых учащиеся приобретают незаменимый опыт и школу классического кордебалета.
Хореография Петипа наполнена множеством выразительных, грациозных и образных поз и не менее ценных для школы переходов через позы от одной части танца к другой, жестов, которые несут собой большое воспитательное значение в отработке точности и культуры позиций рук и манеры подачи образа. Этому способствует и координационно точное соответствие работы рук, головы и взгляда в движениях, подобранных балетмейстером для того или иного персонажа.
С наследием Петипа дети начинают знакомиться уже с младших классов. В качестве танцевального материала в этом возрасте можно использовать не сложные массовые номера такие как вальс из первого акта балета «Спящая красавица», мазурка из балета «Пахита» и т.д. Начиная со средних классов обучения наследие Мариуса Ивановича Петипа входит в программы обучения хореографического училища более шире. Помимо массовых номеров начинается работа над не очень сложными по технике вариациями второго или корифейского плана. Это могут быть вариации фей из пролога балета «Спящая красавица», вариация Амурчика из балета «Дон – Кихот», вариации из вставного па-де-де первого акта балета « Жизель» и другие. Если в них встречаются элементы, с которыми ученик в силу своих физических данных пока не справляется, к примеру – двойной tour в воздухе с окончанием в позу арабеск, в последней диагонали вставной мужской вариации из первого акта балета «Жизель», то его заменяют более доступным одинарным, либо tour из пятой позиции в пятую. Выбор материала всецело зависит от профессиональной одаренности и подготовленности учеников.
В старших классах по мере укрепления физических данных и освоения более технически сложных программных элементов классического и дуэтного танца, овладения актёрскими навыками начинается работа над ведущими сольными вариациями, па-де-де, па-де-труа и т.д. Здесь наследие Мариуса Ивановича Петипа предоставляет нам большое многообразие выбора.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что хореография Мариуса Петипа в системе хореографического образования до сих пор является крепким и надежным фундаментом обучения и учебно-сценической практики училища, являясь средством и методом обучения.
В связи с этим перед школой остро стоит проблема сохранения наследия и стиля Петипа. Тем более, что касается самой хореографии, то, конечно же, многое, к сожалению, уже безвозвратно утеряно, многое искажено. В связи с этим возникает вопрос – что же считать истинным образцом подлинности? Как реставрировать хореографию и нужно ли это делать?
Основная задача хореографического училища – воспитать в учениках отношение к балету, как к высокому искусству, развить чувство стиля, научить академической грамотности и технике классического танца, являющегося основой любого направления танцевального искусства. Воспитать уважение к традициям русского балета, к его основателям и мастерам. Этому во многом и помогает наследие Мариуса Ивановича Петипа, являющееся для нас основным критерием профессионального мастерства балетного танцовщика, нашим достоянием, которое необходимо сохранять, оберегать и широко вводить в учебные программы и школьные спектакли.