Вопрос преподавателям литературы средней школы
7772
26
Уважаемые преподаватели литературы средней школы, необходим ваш совет.
Сыну в школе не дали список литературы на лето (окончил 6 класс, перешёл в 7-й). Аргументировали: дети летом должны отдыхать. Хотя, в бытность моего детства, нам всегда задавали на лето длиннющий список, и мы читали. Пусть не всё по списку, кто -половину, кто - треть.
Ок, отдохнул сын 2 месяца (отправили его практически на всё лето из города), со дня на день возвращается домой. Но, по моему твёрдому убеждению, летом ребёнок обязательно должен читать, причем, не бестселлеры всякие типа "Сталкера", а нормальную литературу.
Подскажите, пожалуйста, какие книги взять из библиотеки, чтобы с пользой для интеллекта провести последний месяц лета? Советы, типа, "откройте учебник по литературе и читайте из него" сразу отметаю - школьную программу он осилит и так. Но кроме школьной программы есть масса произведений мировой и русской литературы, которые каждый более-менее образованный человек должен в своей жизни прочесть.
Cosa_in_se
Отвечу не как учитель литературы, а как мама. Старшей дочери (перешла в 5-й класс) действительно давали список литературы. И не только давали, но и контролировали прочтение - первые 2 недели на уроках проводились игры и тестовые задания по прочитанным произведениям.
Но на 5-й класс в связи с переходом в среднюю школу ничего не задали. Пришлось искать в интернете, т.к. конкретно моему ребенку расслабляться в этом вопросе нельзя. Более-менее адекватную подборку с учетом возраста и школьной программы нашла здесь . Половину уже прочитали. Начали с зарубежной литературы, и рассказов о животных, теперь перешли на классику. Переодически отвлекаемся на всяких "феечек" и "школу волшебниц", но я это как литературу не воспринимаю.
А вот младшей (1-й класс закончила) показали список литературы со словами: ну пусть дети летом хоть что-нибудь прочитают. Честно говоря, я была в шоке. Это ж надо, как отличается отношение педагогов к занятиям и конечным знаниям детей:хммм:
В этом году мы пошли в 7 класс, а в прошлом, соответственно, переходили в шестой. Нам был выдан вот такой список книг на лето
Список литературы для 6 класса

Басни И.Крылова
Поэзия А.Пушкина
А.Пушкин «Дубровский», «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник
«Скупой рыцарь» А.Пушкина как отзвук средневековья
«Тарас Бульба» Н.Гоголя
М..Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова».

В.Короленко «Дети подземелья»
А. Островский «Снегурочка»
И. Тургенев «Записки охотника». «Бежин луг»
Х.К.Андерсен «Снежная королева». Е. Шварц «Снежная королева»
М.Пришвин «Кладовая солнца»
О сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца»
РУССКИЕ БЫЛИНЫ
Карело-финский эпос «Калевала»
Песнь о Роланде
Слово о полку Игореве
Шота Руставели. Витязь в тигровой шкуре
Роман о Тристане и Изольде
Повесть о Петре и Февронии Муромских.
Э.По. «Эннабел Ли». О.Генри. «Дары волхвов»
В.Гаршин. «Attalea princeps»
А. Чехов «Хамелеон», «Медведь»
М. Горький «Детство»
Л. Толстой «Детство»

Список литературы для 7 класса

Данте Алигьери «Божественная комедия»
Франческо Петрарка. Сонеты
Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Вильям Шекспир. Сонеты.
Вильям Шекспир «Ромео и Джульетта»
Вильям Шекспир «Гамлет, принц Датский».
Сервантес «Дон Кихот»
Пьер Корнель «Гораций»
Жан Батист Мольер «Мещанин во дворянстве»
Повесть о Горе-Злочастии
Повесть о Ерше Ершовиче
Даниэль Дэфо «Робинзон Крузо»
Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»
Стерн. «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»
Вольтер «Кандид, или Оптимизм»
Пьер Огюст Бомарше. «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
Д. Фонвизин «Недоросль»
А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
Н. Карамзин «Бедная Лиза»
Cosa_in_se
Cosa_in_se
Поздновато, наверное, я заметила вопрос.))
Но на будущее.
В детских библиотеках библиотекари отлично знают летнюю программу чтения ближайших школ. У нас в Лукоморье даже стенды с книгами выставлены по классам - на 1, 2, и т.д. классы.
Cosa_in_se
А зачем спрашивать на форуме - чего бы почитать моему ребенку не из школьной программы ибо ее он и так осилит? ХБЗ у кого как, мне кажется, что чтение, равно как и некоторые интеллектуальные упражнения, также являются разновидностью отдыха... Опять жеж, зачем делить классику и бестселлеры - ИМХО - классика - наиболее выдающиеся бестселлеры... Ну и допом - ИМХО - навязывание чтения лишь отбивает желание читать вообще... СчаЗ бы кто ко мне пришел и сказал - вот те (!!) список (!!) классной литературы - иди и читай - на все про все - месяц тебе... Уж не знаю как внешне бы это все выглядело, но внутренне инициатор бы точно был бы послан в "НеверЛэнД")
Баристер
Такое впечатление, что у Вас детей нет. Стандартная практика - выдавать список чтения на лето, эти произведения и будут потом изучаться в течение учебного года. Какая-то небольшая дополнительная гарантия, что ребенок все же прочтет, поскольку во время учебы у него на это будет куда меньше времени, чем летом.
Не припомню особого отвращения от таких списков и не видела его у своих детей.
Баристер
А зачем спрашивать на форуме - чего бы почитать моему ребенку не из школьной программы ибо ее он и так осилит?
затем, что в мировая литература содержит много произведений, не включённых в учебную программу, но которые человек, считающий себя культурным, должен прочитать хотя бы раз в жизни. Для каждого произведения нужно "созреть", поэтому я и спрашиваю о книгах, подходящих именно для 7-го класса

зачем делить классику и бестселлеры...
затем, что подростки сейчас повально читают всяких сталкеров, классикой не являющихся....я же хочу дать ребёнку представление именно о классической литературе

навязывание чтения лишь отбивает желание читать вообще...
в первом классе моему ребёнку не задавали вообще никаких домашних заданий, но требовали, чтобы дети читали, читали и ещё раз читали... Дети, родители которых не вняли призыву учителя, к концу первого класса так и читали по складам (а то и по буквам!), не понимали сути прочитанного, соответственно, читать не любили.
Детки, которых по-первости родители читать заставляли каждый день, к концу первого класса читали уже бегло и начали осваивать литературу им интересную.

СчаЗ бы кто ко мне пришел и сказал - вот те (!!) список (!!) классной литературы - иди и читай - на все про все - месяц тебе... Уж не знаю как внешне бы это все выглядело, но внутренне инициатор бы точно был бы послан в "НеверЛэнД")
полагаю, что если бы детям дали выбор: учиться 6 дней в неделю 9 месяцев в году в течение 11-ти лет или отдыхать, не зная никаких забот и без последствий, влияющих на будущее, выбор был бы сделан в пользу второго занятия. А инициатор, попытавшийся заставить учиться, точно был бы послан в "НеверЛэнД".
К счастью, возможности такого выбора у детей почти нет - все ходят в школу
презумпция
Так ТС то говорит о литературе не включенной в перечень...
Cosa_in_se
Мировая литература содержит в себе такой объем информации, что освоить его полностью просто невозможно... Я не говорю, что это значит, что читать вовсе не нужно... Я говорю о том, что ребенок должен сам иметь возможность выбора... Т.е. да - есть обязаловка - школьный курс, есть его личное время, в которое он может потреблять ту литературу, которая придется ему по вкусу...

Далее - давайте раскидаем что есть классика что нет? И еще - когда вырастет Ваше чадо (если Вы не ошибаетесь и все реально сейчас читают Сталкера) - зазорным будет именно что не знание Сталкера...

ХБЗ - мне про чтение в первом классе особоо не понять - читал в дошкольном возрасте, к первому классу читал "просебя", ничего окромя отлично за чтение не имел, в школу пошел в 5 лет... Просто очень много в те времена проводил времени в деревне - ни телика ни прочих плюшек не было - читал в рамках "развлекухи"...

А вот не нужно школу с каникулами путать... Еще раз - если я не ошибаюсь - Вас не школьная программа интересует... Вы хотите обкромсать личное время ребенка в угоду абстрактной пользе... Ладно бы если бы Вы вообще ставили вопрос о прививании любви к чтению и познанию... Мол - балбес ходит с утра до вечера бесцельно по дворам слоняется - а в мире столько всего интересного - как бы донести... Так нет жеж вроде - я ХБЗ о чем у Вас речь, но я думаю о романе братьев Стругацких "Пикник на обочине" по мотивам которого и был отснят Сталкер в 1979 г...

У меня есть сын - сейчас он еще слишком мал для чтения, между тем, я буду очень рад если он вообще будет читать! Не потому что нужно ибо я сказал или учитель или двойка или поступление в ВУЗ - все это мишура, а потому что есть любознательность которая удовлетворяется именно в режиме чтения...
Cosa_in_se
Если уж внемоготу сделать так, чтоб ребенок читал именно то, что считаете нужным Вы - я бы советовал обратить внимание на его интересы... Градация по классам в данном случае, мне кажется, не совсем актуальна - у каждого ребенка свой уровень развития... В частности, раз Вы считаете, что он осилит школьную программу без труда - видимо его уровень немного выше среднего... Если исходить из этого посыла, то ему может быть не интересно то, что было бы интересно среднестатистическому школьнику который ходит в тот же класс...
Ну и, собственно, оценив потенциал и интересы ребенка можно уже почесать репку и подумать - что входит в шедевры мировой литературы по соответствующему направлению... Если угадаете - очень может статься, что в следующий раз ребенок сам придет за советом - что почитать... Если нет - ИМХО - лучше предложить что-то еще нежели стоять над душой с лекциями о важности постижения культурного наследия человечества в его наиболее величественных произведениях...
К слову о произведениях искусства - все же не только к литературе сводится... Можно и в иных направлениях работать... Тем более, что лето к этому располагает... Да и учебный период времени столько нет...
Cosa_in_se
мировая литература содержит много произведений, не включённых в учебную программу, но которые человек, считающий себя культурным, должен прочитать хотя бы раз в жизни.
Ваш подход неверен.
Считать себя культурным и быть им - разные вещи.
Можно объяснять подробно и с примерами, но это долго.
Но читать детям надо - с этим не спорю (ЕленочкаП хороший список предложила).

Попробуйте на ваш вкус предложить, хоть из этого списка.
Cel
Ваш подход неверен.
Считать себя культурным и быть им - разные вещи.
Можно объяснять подробно и с примерами, но это долго.
Но сильно заставлять тоже плохо. У меня вот на слово Достоевский, Толстой и прочие "кто виноват" устойчивый рвотный рефлекс, а ведь типа классика.
Баристер
Вы путаете чтение для удовольствия и школьную программу, которую все равно придется читать в течение учебного года. И вашему ребенку тоже читать ее надо будет, как бы вы не сопротивлялись.
Тут вопрос не в интересе даже, а в том что эти произведения надо знать. Вы же не обсуждаете интересно ли учить таблицу умножения или правила по русскому.
Мой например сын Гарри Поттера не стал читать, не любит сказки с детства, а Толстого, Чехова и Тургенева, которые по программе подсовываю - читает нормально, даже нравится. Любит более взрослые произведения, где проблемы не сказочные, а общечеловеческие. А фантастику и Стругацких и все остальное если интересно ребенок всегда найдет время почитать, когда захочется.
Баристер
Ладно бы если бы Вы вообще ставили вопрос о прививании любви к чтению и познанию... Мол - балбес ходит с утра до вечера бесцельно по дворам слоняется - а в мире столько всего интересного - как бы донести...
ну да, можно было бы, конечно, в первом топике раписать в подробностях, почему я хочу, чтобы мой сын читал, но посчитала это ненужной тратой времени ибо вещи это очевидные.
Далее - давайте раскидаем что есть классика что нет?
вот как-то я даже не сомневалась, что найдутся на форуме умники, которые попросят уточнения, что есть классика в мировой литературе. Спасибо, не разочаровали

Так нет жеж вроде - я ХБЗ о чем у Вас речь, но я думаю о романе братьев Стругацких "Пикник на обочине" по мотивам которого и был отснят Сталкер в 1979 г...
тот Сталкер, которым зачитывается ребёнок - не Сталкер Стругацких, а беллетристика, заполонившая полки книжных магазинов

лучше предложить что-то еще нежели стоять над душой с лекциями о важности постижения культурного наследия человечества в его наиболее величественных произведениях...
интересно, из какого моего сообщения вы сделали вывод, что я стою у сына над душой с лекциями? Судя по высокопарности слога - это скорее к вам относится

Вы хотите обкромсать личное время ребенка в угоду абстрактной пользе...
если пользу от чтения вы считаете абстрактной, спорить с вами не о чем

У меня есть сын - сейчас он еще слишком мал для чтения, между тем, я буду очень рад если он вообще будет читать! Не потому что нужно ибо я сказал или учитель или двойка или поступление в ВУЗ - все это мишура, а потому что есть любознательность которая удовлетворяется именно в режиме чтения...
сами себе противоречите, но речь не об этом. Хотела бы я посмотреть на вашу реакцию, если ваш ребёнок лет эдак в 12-13 захочет ради любознательности почитать что-нибудь типа "Это я- Эдичка".
Моё ИМХО - сначала нужно ребёнку привить вкус к хорошей литературе, чтобы потом уже не бояться, что вкус будет испорчен литературой сомнительного содержания
Cosa_in_se
Так все-таки Вас интересует список "вообще хороших" книг или все-таки т.н. летнее чтение, о котором Вы вначале писали?
презумпция
Летнее чтение из числа хороших книг
Elloiza
Дык эт Вы путаете - ТС просит "вкусняшку" не из школьной программы, но у ейных (школьных) учителей...
Cosa_in_se
А в чем Вы тогда с Элойзой (простите вольность транслитерации) согласны? Она говорит про ШКОЛЬНУЮ ОБЯЗАЛОВКУ - т.е. есть определенный набор книг, которые ребенок для целей аттестации обязан освоить... В противном случае, он может быть не допущен к переводу в следующий класс...
Cosa_in_se
интересно, из какого моего сообщения вы сделали вывод, что я стою у сына над душой с лекциями? ....
Ну... Вы жешь ищете чего ему почитать... Не скрываете, что далее будет принуждение ибо "дай им волю - вообще в школу ходить не станут"... Опять жеж знаю милых людей, которые по поводу и без говорят - "Как - ты этого не знаешь??? Это же "неважно что" и знать это должен каждый"... Вот этого "неважно что" стокма наваяли в мире ужо, что если знать только то, что знать должен каждый - уже будешь обладать признаками гениальной памяти...))
Cosa_in_se
Чтение вообще не считаю "абстрактной пользой"...
А вот с принуждения почитать какую-нить лабуду о которой сами представления не имеете - не зря же на форум пришли за советом - знали бы чего почитать - сами дали бы без лишних дискуссий - действительно - польза весьма и весьма абстрактна...
Cosa_in_se
Летнее чтение из числа хороших книг
Школьная программа или нет?
Баристер
Если речь не о программе по лит-ре, то в списках рекомендуемой литературы есть произведения, которые не проходят, но желательно прочитать. Чисто рекомендации по возрасту. Эту часть обычно по своему усмотрению, я выбираю то, что моему может интересно будет, а заведомо мучительную часть даже и не даю.
Хотя, когда был в младших классах читала ему сама, чтобы не мучить ребенка. Так для общего развития - ему нравилось
Баристер
Видите ли, то, что читаю я, подростку будет еще совсем не интересно в силу того, что не дорос он ещё интеллектуально до этих книг.
Сама же я весьма смутно помню, что читала в его возрасте, потому и обратилась за помощью к преподавателям литературы. Ибо верю то, что уж они - то знают перечень рекомендованной к изучению литературы. А то, что нам такой перечень не дали в школе, считаю досадным недоразумением и упущением школы.
И снова соглашусь с Elloiza, а с Вами полемизировать более желания никакого нет ибо ваши сообщения больше смахивают на флуд. Дорастёт ваш ребёнок до школьных лет, тогда и поговорим.
Cosa_in_se
Нам тоже не дали, переходит в 5 класс. Искала в инете в начале лета. :knix:
Cosa_in_se
Я покупаю на лето две хрестоматии - Родничок и Новейшая хрестоматия по литературе - этого хватает, чтобы сын ознакомился с тем, что будут проходить в школе, остальное чтение - две-три книжки за лето, считаю, нормально :смущ: