Рыжинка
Рыжинка
В процессе воцерковления каждый неизбежно сталкивается с трудностями. Хочу рассказать, с чем сама столкнулась, и как пытаюсь их превозмочь.
Надо понимать, осознавать, что жизнь с начала воцерковления будет изменяться, и довольно сильно. Если раньше было важным - еду приготовить, одежду купить, встречи с друзьями, поездки на море - то теперь все это неизбежно будет отходить на второе, пятое, десятое места. Потому что теперь станет важным - спасение души.
Пока ты живешь для себя - твоя душа никого особо не волнует, ведь и тебе на нее наплевать. Но стоит принять решение и стараться ему следовать - все тут же меняется кардинально. Теперь за твою душу идет постоянная, ежедневная борьба. Борешься ты - стараешься превозмогать искушения, научиться управлять своими эмоциями, следовать принятым решениям. Вместе с тобою борется за твою душу Господь - давая тебе силы, помогая, поддерживая, направляя. Но в то же время за твою душу борется и другая сторона. Все бесы Ада не жалеют своих сил, делая все, чтобы ты сдался, опустил руки.
Сдаться - очень просто. Я не могу, и все. Я столько раз это говорила. Я не могу сегодня прочитать главу из Библии и помолиться - у меня же нет сил, я так устала. А утром - я не могу проснуться толком, прийти в себя, какая уж тут молитва, если я только к 11 оживаю.
Правда, это так просто - сдаться?..
Надо понимать, осознавать, что жизнь с начала воцерковления будет изменяться, и довольно сильно. Если раньше было важным - еду приготовить, одежду купить, встречи с друзьями, поездки на море - то теперь все это неизбежно будет отходить на второе, пятое, десятое места. Потому что теперь станет важным - спасение души.
Пока ты живешь для себя - твоя душа никого особо не волнует, ведь и тебе на нее наплевать. Но стоит принять решение и стараться ему следовать - все тут же меняется кардинально. Теперь за твою душу идет постоянная, ежедневная борьба. Борешься ты - стараешься превозмогать искушения, научиться управлять своими эмоциями, следовать принятым решениям. Вместе с тобою борется за твою душу Господь - давая тебе силы, помогая, поддерживая, направляя. Но в то же время за твою душу борется и другая сторона. Все бесы Ада не жалеют своих сил, делая все, чтобы ты сдался, опустил руки.
Сдаться - очень просто. Я не могу, и все. Я столько раз это говорила. Я не могу сегодня прочитать главу из Библии и помолиться - у меня же нет сил, я так устала. А утром - я не могу проснуться толком, прийти в себя, какая уж тут молитва, если я только к 11 оживаю.
Правда, это так просто - сдаться?..
Ежедневная молитва - поначалу тяжелый и непривычный труд. Какой смысл все это читать - я ведь делаю это автоматически, не чувствуя смысла в словах, не испытывая благоговения?.. Поверьте, смысл есть. Всякий раз, убедив себя прочитать утреннее правило, ты одерживаешь крохотную, но победу. Чем больше будет таких побед - тем легче станет жить. Ведь силы тьмы отступают, чувствуя твою силу.
Это не сразу придет - но придет обязательно. Для этого просто нужен ежедневный труд, ежедневные маленькие победы своей лени, усталости, своей зависимости от интернета и т.п.
Приучить себя регулярно посещать храм - тоже не просто. И тут масса возможностей возникает, почему я не могу пойти в храм сегодня. То головная боль, то морозы, то не выспалась и встать не смогла... У одной моей подруги всякий раз, как она решает пойти в храм, начинаются головокружения и боли в животе. Но она собирает все свои силы - и идет. И боль отступает.
Искушения - тоже постоянная моя головная боль. Им очень трудно противостоять. И молитвы читаю, и из головы стараюсь выкинуть, и помощи прошу... Помогает, хоть и не всегда.
Гнев, обида, раздражение, желание обсудить, осудить - с этим тоже очень трудно справиться. Я радуюсь всякий раз, когда у меня вдруг получается. Вообще ощущение создается, что один шаг делаю вперед, а два или три потом - назад.
Но я помню, ради чего все это. И помню и знаю, что мне есть кому помочь. А еще все время думаю о том, что мои трудности, боль - все это ничто по сравнению с той болью, которую испытывал наш Спаситель по пути на Голгофу и на Кресте. А значит, я справлюсь, должна справиться.
_________
Вот как-то так, если вкратце.
Это не сразу придет - но придет обязательно. Для этого просто нужен ежедневный труд, ежедневные маленькие победы своей лени, усталости, своей зависимости от интернета и т.п.
Приучить себя регулярно посещать храм - тоже не просто. И тут масса возможностей возникает, почему я не могу пойти в храм сегодня. То головная боль, то морозы, то не выспалась и встать не смогла... У одной моей подруги всякий раз, как она решает пойти в храм, начинаются головокружения и боли в животе. Но она собирает все свои силы - и идет. И боль отступает.
Искушения - тоже постоянная моя головная боль. Им очень трудно противостоять. И молитвы читаю, и из головы стараюсь выкинуть, и помощи прошу... Помогает, хоть и не всегда.
Гнев, обида, раздражение, желание обсудить, осудить - с этим тоже очень трудно справиться. Я радуюсь всякий раз, когда у меня вдруг получается. Вообще ощущение создается, что один шаг делаю вперед, а два или три потом - назад.
Но я помню, ради чего все это. И помню и знаю, что мне есть кому помочь. А еще все время думаю о том, что мои трудности, боль - все это ничто по сравнению с той болью, которую испытывал наш Спаситель по пути на Голгофу и на Кресте. А значит, я справлюсь, должна справиться.
_________
Вот как-то так, если вкратце.
А еще с терпимостью сложно, просто беда. Понять и принять, когда с тобой на одном языке говорят - легко и просто. А вот понять и простить обижающих, злящихся, ненавидящих тебя - как, ну как это сделать? Очень трудно - но возможно.
Маша, меня как обычно петь потянуло
Если свет, который во мне, - есть тьма,
То какова тогда тьма?
Я худое око без ночи и дня,
Сам себе позор и тюрьма.
Помыслами путан, пороками мят,
Перепачкан пеной молвы,
Я засохший корень, запекшийся яд
В стеблях перепрелой ботвы.
Жизнь. Смерть.
Моя война.
Я молился жарко, глазами в глаза,
В небо душу плавил до дна:
Если свет, который во мне есть тьма, -
То какова тогда тьма?
Жизнь. Моя война.
Кстати о духе. Вы в 1992 году крестились. Что стало для вас самым тяжким испытанием после этого?
Люди, которые не встают на этот путь, не видят искушений. Им кажется, что они замечательно живут и достойны лучшей участи в ином мире. А многие и вовсе считают эту жизнь конечной фазой существования. Но как только ты на этот путь встаешь, ты видишь свое несовершенство. Чем дальше идешь, тем яснее видишь. Открывается колоссальное поле для работы.
Такие вещи, как творческий кризис, гордыня, уныние, депрессия — они уходят из жизни. Все грехи прописаны, и все они в тебе живут. Помни и борись — и все, этого достаточно. А как старец Серафим говорил, стяжай благодать Духа Святого, и вокруг спасутся тысячи. То есть делай себя лучше и через себя — мир вокруг.
Если свет, который во мне, - есть тьма,
То какова тогда тьма?
Я худое око без ночи и дня,
Сам себе позор и тюрьма.
Помыслами путан, пороками мят,
Перепачкан пеной молвы,
Я засохший корень, запекшийся яд
В стеблях перепрелой ботвы.
Показать спойлер
Зависть да крамола, похоть да лень,
Пеленают душу в тартар.
Я жевал покорно страстей дребедень,
Да глушил гордыни отвар.
Сколько не кривляйся, сколько не лги,
Чуриками вечность не взять,
Тухлые болота сжимают круги,
Хохотом заходится тать.
Краснобаи глотки драли
Искушали не видеть в небе огня,
Совесть спесью растлевали,
Подстрекали превозносить свое я.
Пеленают душу в тартар.
Я жевал покорно страстей дребедень,
Да глушил гордыни отвар.
Сколько не кривляйся, сколько не лги,
Чуриками вечность не взять,
Тухлые болота сжимают круги,
Хохотом заходится тать.
Краснобаи глотки драли
Искушали не видеть в небе огня,
Совесть спесью растлевали,
Подстрекали превозносить свое я.
Показать спойлер
Жизнь. Смерть.
Моя война.
Показать спойлер
Я один из тысяч в движении ко дну,
В танце суматошного дня.
Я толком никогда не глядел в пустоту
И пустота вгляделась в меня,
Из вранья был слеплен почестей ком,
Матом урезонили шах.
Кто в жизни утверждался "подкидным дураком",
К финишу пришел в дураках.
Время, как солома в топке печи,
Вспышка стала горсткой золы,
Там, где били звонко живые ключи,
Сквозняки считают углы.
В танце суматошного дня.
Я толком никогда не глядел в пустоту
И пустота вгляделась в меня,
Из вранья был слеплен почестей ком,
Матом урезонили шах.
Кто в жизни утверждался "подкидным дураком",
К финишу пришел в дураках.
Время, как солома в топке печи,
Вспышка стала горсткой золы,
Там, где били звонко живые ключи,
Сквозняки считают углы.
Показать спойлер
Я молился жарко, глазами в глаза,
В небо душу плавил до дна:
Если свет, который во мне есть тьма, -
То какова тогда тьма?
Жизнь. Моя война.
Кстати о духе. Вы в 1992 году крестились. Что стало для вас самым тяжким испытанием после этого?
Люди, которые не встают на этот путь, не видят искушений. Им кажется, что они замечательно живут и достойны лучшей участи в ином мире. А многие и вовсе считают эту жизнь конечной фазой существования. Но как только ты на этот путь встаешь, ты видишь свое несовершенство. Чем дальше идешь, тем яснее видишь. Открывается колоссальное поле для работы.
Такие вещи, как творческий кризис, гордыня, уныние, депрессия — они уходят из жизни. Все грехи прописаны, и все они в тебе живут. Помни и борись — и все, этого достаточно. А как старец Серафим говорил, стяжай благодать Духа Святого, и вокруг спасутся тысячи. То есть делай себя лучше и через себя — мир вокруг.
что вы описываете очень похоже как спортсмен себя готовит.
Я не спортсмен, поэтому судить не могу, но сходство вполне может быть. Тренировки спортсмена - тяжелый труд. И тренировки души - тоже. Это сложно представить, пока сам не займешься.
А еще с терпимостью сложно, просто беда.для меня самое трудное из элементарного - это не осуждать
ужасть сколько мы даем оценок окружающим даже не замечая этого, так походя
растрачиваем себя на пресловутую активную позицию
Сейчас читают
Красивые и счастливые мамочки 2012 года (часть 18)
253660
1000
Аренда (сдача/поиск) танцевального зала
360876
185
Что делать - можно ли такое показывать детям?
7091
26
Именно так. У меня ощущение, что оценить и осудить ситуацию, слова, человека - практически спинно-мозговой рефлекс, так быстро это происходит, что мысль за действием просто не поспевает.
Батюшка советовал как-то 10 поклонов делать за каждый....
Помогает))))
Помогает))))
Владыка Антоний Сурожский рассказывал, как в одну из литургий вышел на проповедь и сказал такую вещь: «Вчера вечером на службу пришла женщина с ребенком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребенке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм». Развернулся и ушел. Это была вся проповедь.
Процитировано по web-страница
Процитировано по web-страница
jack_solovey
v.i.p.
Часто сталкивался с тем, что под одним и тем же словом разные люди понимают совершенно разные веши хоть и похожие по смыслу. Особенно этим славятся понятия - судить, осуждать, оценивать.
Кто-то за словами "Ты хамло" не видит ничего плохого, а кто-то впадает в панику (ой я осуждаю) от автоматической мысли про хамоватую продавщицу, что она ведет себя не подобающе.
Имхо тут важно не переборщить и не навязать себе маниакальное самокопание и боязнь собственных реакций.
Еф. 4:26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;
Библия учит управлять своими реакциями и эмоциями, разрешать конфликты , а не подавлять в себе все импульсы. Процесс изменений постепенный. Некоторые проблемы характера решаются только постом да молитвой. Молитвой, с просьбой к Богу учить и выправлять характер в конкретном вопросе. Учиться, а не забивать на корню ритуалами.
В целом по теме.
Я может не совсем понимаю вашу борьбу. Но у меня складывается ощущение , что ваша борьба сводится к попытке "не думать о белой обезьяне". Искушения могут наваливаться эпизодически, но видеть повсюду искушения и грехи это больше похоже на самокопание, и попытку "не думать о белой обезьяне". Не возможно измениться только усилием воли. Не в наших это силах. Иисус говорил, что нужно пребывать в слове (следовать учению), и тогда будет открываться истина, и истина освободит от греха (Иоанна 8:31-34) речь идет о постепенном процессе. Тут речь не о всех грехах и искушениях. Такие вещи как сексуальная нечистота, пьянство, курение, маты, ложь, ругань и т.д. т.е. действия совершаемые сознательно, не приемлимы и на "раскачку" в решении таких вопросов, время не отводится. Галатам 5 глава , такие Царства не наследуют и точка.
Но то, что сидит в глубине характера и воспитывалось годами этим миром, так просто не уходит. Это цель всей жизни, меняться и становиться рассудительным и уверенным, а не гневливым, становиться заботливым, а не беспечным и доброжелательным, а не завистливым и осуждающим.
И поклоны в таких вещах не помогут.
Мне помогает на месте происшествия проигрывание в голове сценария поведения Иисуса или того же Павла в данной ситуации. Если искушение и грех контролирует то на эту тему нужно изучать Библию, учиться понимать ситуацию с разных сторон, особенно со стороны Бога. Обсуждать с единоверцами, просить помощи у них.
Кто-то за словами "Ты хамло" не видит ничего плохого, а кто-то впадает в панику (ой я осуждаю) от автоматической мысли про хамоватую продавщицу, что она ведет себя не подобающе.
Имхо тут важно не переборщить и не навязать себе маниакальное самокопание и боязнь собственных реакций.
Еф. 4:26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;
Библия учит управлять своими реакциями и эмоциями, разрешать конфликты , а не подавлять в себе все импульсы. Процесс изменений постепенный. Некоторые проблемы характера решаются только постом да молитвой. Молитвой, с просьбой к Богу учить и выправлять характер в конкретном вопросе. Учиться, а не забивать на корню ритуалами.
В целом по теме.
Я может не совсем понимаю вашу борьбу. Но у меня складывается ощущение , что ваша борьба сводится к попытке "не думать о белой обезьяне". Искушения могут наваливаться эпизодически, но видеть повсюду искушения и грехи это больше похоже на самокопание, и попытку "не думать о белой обезьяне". Не возможно измениться только усилием воли. Не в наших это силах. Иисус говорил, что нужно пребывать в слове (следовать учению), и тогда будет открываться истина, и истина освободит от греха (Иоанна 8:31-34) речь идет о постепенном процессе. Тут речь не о всех грехах и искушениях. Такие вещи как сексуальная нечистота, пьянство, курение, маты, ложь, ругань и т.д. т.е. действия совершаемые сознательно, не приемлимы и на "раскачку" в решении таких вопросов, время не отводится. Галатам 5 глава , такие Царства не наследуют и точка.
Но то, что сидит в глубине характера и воспитывалось годами этим миром, так просто не уходит. Это цель всей жизни, меняться и становиться рассудительным и уверенным, а не гневливым, становиться заботливым, а не беспечным и доброжелательным, а не завистливым и осуждающим.
И поклоны в таких вещах не помогут.
Мне помогает на месте происшествия проигрывание в голове сценария поведения Иисуса или того же Павла в данной ситуации. Если искушение и грех контролирует то на эту тему нужно изучать Библию, учиться понимать ситуацию с разных сторон, особенно со стороны Бога. Обсуждать с единоверцами, просить помощи у них.
jack_solovey
v.i.p.
Батюшка советовал как-то 10 поклонов делать за каждый....Ритуал помогает изменить характер?
Помогает))))
Мне кажется это еще Марк Твен высмеивал в истории про Тома и Гека, там еще на горох ставили. Такой рецепт часто приводит к бунту, а не к изменениям, а в особо частых случаях порождает суеверие. Когда ритуал теряет смысл и замещает собой работу над характером и греховной натурой.
Alippa
нет статуса
чел если он не памятник сам себе постоянно рефлексирует и корректирует свое поведение
меняет ли это характер? смотря что понимать под характером, но ментальных ловушек помогает избегать - не всех и не всегда, но если ты не работаешь над собой, то ты труп хотя может быть еще вполне теплый и даже ходячий
а ритуалы это или аутотренинг - это вопрос терминологии...для меня
ИМХО
меняет ли это характер? смотря что понимать под характером, но ментальных ловушек помогает избегать - не всех и не всегда, но если ты не работаешь над собой, то ты труп хотя может быть еще вполне теплый и даже ходячий
а ритуалы это или аутотренинг - это вопрос терминологии...для меня
ИМХО
jack_solovey
v.i.p.
чел если он не памятник сам себе постоянно рефлексирует и корректирует свое поведениеПоведение и черты характера вызывающие поведение разные вещи. Поведение легко корректируется в зависимости от обстановки. Например я встречал несколько человек которые в мужском окружении говорили только матом, а в присутсвии женщины только на литературном языке, причем сами этого не замечали. Я же не об изменении поведения говорю, а об изменении сердца.
а ритуалы это или аутотренинг - это вопрос терминологии...для меняАутотренинг тот же ритуал, не об аутотреннинге я говорю.
Алексий
ненормальный
Ну так мы можем подойти к мысли, что не нужно ничего этого, к чему ритуалы? А это ведь тоже неправильно.
Как Мария в соседней ветке сказала:
если уж решили что-то сделать - например, прочитать молитвы в течение 15 минут - старайтесь не отступать
Вспоминаю и слова Владыки Тихона, на встрече с прихожанами нового храма в октябре 2012, о том, что если решил поклоны класть, то пусть 10, а не 100, но - каждый вечер.
Как Мария в соседней ветке сказала:
если уж решили что-то сделать - например, прочитать молитвы в течение 15 минут - старайтесь не отступать
Вспоминаю и слова Владыки Тихона, на встрече с прихожанами нового храма в октябре 2012, о том, что если решил поклоны класть, то пусть 10, а не 100, но - каждый вечер.
Алексий
ненормальный
Направленность гнева важна.На грехи свои в первую очередь. Ну и помнить, что не осуждая человека, вроде бы и можно осудить грех его. Только что при этом очень высок риск, что сам вскоре в этот же самый грех, который только что гневно обличал, пусть даже и тет-а-тет, а вскоре впадёшь.
jack_solovey
v.i.p.
Только что при этом очень высок риск, что сам вскоре в этот же самый грех, который только что гневно обличал, пусть даже и тет-а-тет, а вскоре впадёшь.вот этот момент не понял я.
Алексий
ненормальный
А мы ж часто меры не знаем, и направленность таки не на грех, а на человека в осуждении направляем. Тут то нам во вразумление Господь и попускает самим в этот грех впасть. Сегодня я скажу - брат, ну как же так, зачем, почему ты так сделал? А завтра себе вопрос задавать буду - зачем я брату говорил про соринку в глазу его, когда у меня не просто бревно, а целый лесосплав...
jack_solovey
v.i.p.
Тут то нам во вразумление Господь и попускает самим в этот грех впасть.Я так понимаю нет никакой закономерности в этом вопросе. Бог не по законам механики действует. Мол осудил получи по обратной связи тоже самое.
Сегодня я скажу - брат, ну как же так, зачем, почему ты так сделал? А завтра себе вопрос задавать буду - зачем я брату говорил про соринку в глазу его, когда у меня не просто бревно, а целый лесосплав...И что делать? Молчать и покрывать грехи друг друга только из понимания, что все мы грешники?
А как же "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою". Какая проблема в том, что завтра брат даст мне понять, что у меня тоже лес в глазу? 1 Фесс. 5:11 увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.
Алексий
ненормальный
Механики нет.Я про то, что в этой части иной раз лучше доверить Богу дать возможность человеку разглядеть этот свой грех, нежели мимоходом не задумываясь самому впасть в грех осуждения, и осуждением этим не доброе сотворить, а злое. Может, я, конечно и не прав тут.
А послание 1е Солунянам - да, одно из первых, и там дальше, как раз после процитированного уже, апостол Павел фактически даёт наставления о личной духовной жизни верующих.
Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас,
и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.
Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.
Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.
Всегда радуйтесь.
Непрестанно молитесь.
За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
Духа не угашайте.
Пророчества не уничижайте.
Все испытывайте, хорошего держитесь.
Удерживайтесь от всякого рода зла.
А послание 1е Солунянам - да, одно из первых, и там дальше, как раз после процитированного уже, апостол Павел фактически даёт наставления о личной духовной жизни верующих.
Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас,
и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.
Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.
Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.
Всегда радуйтесь.
Непрестанно молитесь.
За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
Духа не угашайте.
Пророчества не уничижайте.
Все испытывайте, хорошего держитесь.
Удерживайтесь от всякого рода зла.
jack_solovey
v.i.p.
Я про то, что в этой части иной раз лучше доверить Богу дать возможность человеку разглядеть этот свой грех, нежели мимоходом не задумываясь самому впасть в грех осуждения, и осуждением этим не доброе сотворить, а злое.На протяжении всей истории Бог посылал одного человека к другому объяснить его грех.
Натана к Давиду, Иону к ассирийцам, Павел высказал Петру о его двойных стандартах, Иисус довольно четко объяснял книжникам и фарисеям. Даже о настойчивости есть учение " Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух,". Из-за боязни осудить возникает потворство и равнодушие. Это примерно как бояться говорить потому что боишься обидеть, бояться ходить потому что опасаешься наступить в грязь. Бояться глядеть по сторонам потому что опасаешься увидеть непристойность. Бояться слушать потому что боишься услышать мат.
Чего вообще тут бояться?
Осуждение это не мелькнувшая мысль, и сразу, ой ой я согрешил. Осуждение это продолжительная позиция, а не мгновенный грех. Если мысль отгнал, ну отгнал и что теперь бить поклоны и бичевать себя? Грех это стоять на позиции осуждения человека фактически подписывая ему приговор, ты такой и не изменишься, и вот поэтому я тебя презираю(не хоч видеть, игнорирую и т.д. нужное подчеркнуть).
Alippa
нет статуса
Я же не об изменении поведения говорю, а об изменении сердца.ну вы об изменении сердца, а я об изменении культурного кода
Алексий
ненормальный
Ну, про мелькнувшую мысль, и кратковременное осуждение женщины в брюках и с непокрытой головой я выше цитату приводил. Так что не надо лукавить самому себе, что помысл мелькнул, я его не принял, я молодец, на позиции осуждения не стою. Прельстится, что Господь меня послал аки Натана к Давиду, грех обличить.Так что -
Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. (Рим.14:13).
Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. (1Кор.11:31).
Не осуждай ближнего: тебе грех его известен а покаяние не известно (Авва Дорофей).
При этом, естественно, есть вещи, которые когда видишь - мимо не пройдёшь, не боясь наступить в грязь, увидеть непристойность, услышать мат. Но это уже совсем другая история.
Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. (Рим.14:13).
Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. (1Кор.11:31).
Не осуждай ближнего: тебе грех его известен а покаяние не известно (Авва Дорофей).
При этом, естественно, есть вещи, которые когда видишь - мимо не пройдёшь, не боясь наступить в грязь, увидеть непристойность, услышать мат. Но это уже совсем другая история.
Рыжинка
Рыжинка
Ритуал помогает изменить характер?Не так. Ритуал сам по себе ничего не значит - если в него ничего не вкладывать. Вот положила я себе 10 поклонов отбить, сделала, ай какая молодей. А сделала не 10, а 5 - все, ужас-ужасный. Нет.
Любой церковный ритуал, будь то молитва, поклоны, свечку поставить или сорокоуст заказать, должен для человека, его исполняющего, что-то нести под собой. Ритуал - это внешнее, а работа души при этом скрыта, ее никто не видит. Если ее нет - ритуал бессмысленен. Но мы с вами, глядя на человека, не можем сказать, есть она или нет. За это каждый сам отвечает перед Богом. Когда понимаешь, что лукавить перед Ним не получится - Он все равно видит все твои помыслы - то постепенно привыкаешь быть искренним в общении с Ним.
Я про 10 поклонов так понимаю - не сдержалась, осудила кого-то, сделаю 10 поклонов и молиться при этом буду, чтобы Господь меня простил и помог, научил, дал мне постичь Свое понимание и прощение людям, чтобы не впасть другой раз в этот грех. А бездумно-то и 100 поклонов отбить можно, толку-то...
jack_solovey
v.i.p.
У меня вопрос по православной догматике или правилам (не знаю как правильно сказать).
Если ритуал это лишь внешнее проявление служения Богу или работы над собой, а важна суть, будет ли прав человек который без поклонов, свечей, сорокоуста и прочего молится, исповедуется, кается, и работает над своими изменениями?
Если ритуал это лишь внешнее проявление служения Богу или работы над собой, а важна суть, будет ли прав человек который без поклонов, свечей, сорокоуста и прочего молится, исповедуется, кается, и работает над своими изменениями?
Алексий
ненормальный
Вопрос не совсем корректно поставлен, на мой взгляд. Что значит без поклонов? Если мы кланяемся на Слава... и Господи, помилуй, то без поклонов не обойтись. При этом если речь об описанном выше примере, то можно и без них, опять же, на всё благословение должно быть, что полезно для Александра может оказаться вредным для меня. Свечи - зажгут и без нас, лампады зажгут в любом случае и в каждом храме отдельно собираются пожертвования на общую свечу, если по каким-то причинам никто не поставит свеч, общая будет гореть. В японской православной церкви, например, свечи вообще зажигают гораздо реже, чем в русской. Но! это не означает, что мы должно игнорировать этот символ. Сорокоуст, тут вообще не причём, без особого повода я могу не заказывать сорокоуст, так же как и не участвовать в молебне о путешествующих, к примеру. При этом - да, молиться, да, каяться, да, исповедоваться, да, совершать внутреннюю работу над собой, да, регулярно посещать храм, участвовать в Божественной литургии и причащаться.
А вообще лучше этот вопрос батюшке адресовать, он лучше расскажет.
А вообще лучше этот вопрос батюшке адресовать, он лучше расскажет.
Ритуал сам по себе ничего не значит - если в него ничего не вкладывать.сегодня утром подошел к книжной полке взял книжку наугад и наугад открыл
читаю "чтобы ритуал стал традицией - он должен сначала стать обычаем" (с)
забавно так )))))
некто Л.Лоенидов один из авторов в сборнике коротких рассказов и т.п.
Это точно! Есть мультфильм один христианский, называется "Ты особенный". Он короткометражный, и его просто найти на ютубе. Там про то, как жители одного городка навешивали друг другу ярлычки, оценивая. А потом одному из них просто надоело это, тогда он пришел к Господу, а у Него все совсем по-другому оказалось.
очень хочет осуждение из себя выдавить, но оно (осуждение) настолько разлито и внутри и вне тебя, что ты уже не замечаешь как осуждаешь соседа за осуждение кого-то третьего и это называется встал на путь исправления)))
Мне думается вот эта притча "Лампада", из тех на которые Вы дали ссылку в соседней теме, очень подходит по поводу, как не осудить ближнего своего.
Мне кажется, что воцерковление - это всегда невероятное преодоление себя.
Все приходит постепенно в процессе воцерковления, и кто-то идет маленькими шажками, кто-то довольно быстро включается в размеренный церковный ритм.
Знаешь, когда-то для меня было совершенно не реально соблюдать пост, и было довольно трудно каждое воскресенье заставлять себя встать с утра и выстоять всю службу, мне необходимо было чем-то развлекать свой ум, а последние пару лет даже всенощные службы уже для меня не являются каким-то особо тяжелым испытанием. Но все это преодолевалось очень постепенно, без давления с чьей-либо стороны. В самом начале меня в церкви одолевало столько разных страхов, которые сейчас, когда вера укрепилась, кажутся совершенным мороком.
Но ты права в том, что самое трудное - это ежедневное преодоление собственной лени: где-то утреннее и вечернее правило подсократить или на службу опоздать - "Ну иду же! Встала же!" А уж про постоянный контроль того, что думаешь и делаешь, и говорить не приходится... И все же это осознание, насколько ты сейчас уже невозвратно другой, невероятно интересно.
Все приходит постепенно в процессе воцерковления, и кто-то идет маленькими шажками, кто-то довольно быстро включается в размеренный церковный ритм.
Знаешь, когда-то для меня было совершенно не реально соблюдать пост, и было довольно трудно каждое воскресенье заставлять себя встать с утра и выстоять всю службу, мне необходимо было чем-то развлекать свой ум, а последние пару лет даже всенощные службы уже для меня не являются каким-то особо тяжелым испытанием. Но все это преодолевалось очень постепенно, без давления с чьей-либо стороны. В самом начале меня в церкви одолевало столько разных страхов, которые сейчас, когда вера укрепилась, кажутся совершенным мороком.
Но ты права в том, что самое трудное - это ежедневное преодоление собственной лени: где-то утреннее и вечернее правило подсократить или на службу опоздать - "Ну иду же! Встала же!" А уж про постоянный контроль того, что думаешь и делаешь, и говорить не приходится... И все же это осознание, насколько ты сейчас уже невозвратно другой, невероятно интересно.
У меня все совершенно не так происходило и происходит. В самом начале все было очень легко - выдержать пост, полностью прочитать все молитвенные правила, каждый день читать Святое Евангелие, в субботу - вечерняя служба, в воскресенье утренняя Литургия... Года полтора все было легко. А потом - началось... И сейчас все очень сложно и непросто, каждый день с собой воюю, и чаще сдаюсь, чем побеждаю.
.. уж про постоянный контроль того, что думаешь и делаешь, и говорить не приходится...а как при этом с катушек не съехать? Я пробовал, так чуть умом не двинулся. Забил, даже желания никакого не осталось. Про "невозвратно другой", это, вообще-то может быть даже правдой. В один момент я почувствовал, что ещё небольшое усилие - и я вообще забуду как вспоминать. Что-то так мне не по себе после этого стало..
Новодворcкая_ВИ
guru
А еще с терпимостью сложно, просто беда. Понять и принять, когда с тобой на одном языке говорят - легко и просто. А вот понять и простить обижающих, злящихся, ненавидящих тебя - как, ну как это сделать? Очень трудно - но возможно.а молитву за обидчиков пробывали? Мне помогает
Рыжинка
Рыжинка
Помогает, согласна. Вопрос был немного о другом - как обуздать мысли, которые всегда поспевают вперед молитвы.
Спаси, Господи, и помилуй ихже аз безумием моим соблазних, и от пути спасительнаго отвратих, к делом злым и неподобным приведох; Божественным Твоим Промыслом к пути спасения паки возврати.
Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя, и творящия ми напасти, и не остави их погибнути мене ради, грешнаго.
Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти.
очень хочет осуждение из себя выдавитьинтересно осуждение=обвинение?
Показать спойлер
Межсубъектные чувства (из книги Акоффа "Целеустремленные системы")
Словарь Вебстера определяет глагол винить, обвинять как «порицать за какие-то недостатки». Однако, хотя в книге, например, можно видеть недостатки, изъяны, винить ее нельзя, хотя можно обвинять ее автора в том, что он написал в своей книге.
9.1.Обвинение: индивид (A) винит индивида (В) в чем-то (Х), если А убежден, что В преднамеренно продуцировал X, и Х вызывает неудовлетворение А.
Заметим, что В не обязательно должен представлять собой человека, но он с необходимостью должен быть субъектом, которому А приписывает какие-то намерения и, следовательно, способность делать выбор.
Представляется, что понятием, противоположным обвинению, является благодарность.
Словарь Вебстера определяет глагол винить, обвинять как «порицать за какие-то недостатки». Однако, хотя в книге, например, можно видеть недостатки, изъяны, винить ее нельзя, хотя можно обвинять ее автора в том, что он написал в своей книге.
9.1.Обвинение: индивид (A) винит индивида (В) в чем-то (Х), если А убежден, что В преднамеренно продуцировал X, и Х вызывает неудовлетворение А.
Заметим, что В не обязательно должен представлять собой человека, но он с необходимостью должен быть субъектом, которому А приписывает какие-то намерения и, следовательно, способность делать выбор.
Представляется, что понятием, противоположным обвинению, является благодарность.
Показать спойлер
Если я обвиняю кого-то не просто так пОходя, а именно за целенаправленные действия против меня любимого - это осуждение или обвинение? и есть ли разница?
У меня борьба с собой закончена,я достигла гармонии и взаимопонимания,времени многовато понадобилось,но тем не менее я собой довольна
Простите, пожалуйста! Но не гордыня ли это?
Почитайте жития Афонских, Оптинских, Псково-Печерских старцев. Многие из них достигли святости при жизни, но ни один из них не был доволен собой. Все они говорили, что даже не приблизились к гармонии. А грехи свои считали непомерными.
Иоанна Крестьянкина мы все считаем образцом современного Служения Господу и людям, а ведь он считал себя Недостойным грешником и до последнего часа каялся пред Господом.
Почитайте жития Афонских, Оптинских, Псково-Печерских старцев. Многие из них достигли святости при жизни, но ни один из них не был доволен собой. Все они говорили, что даже не приблизились к гармонии. А грехи свои считали непомерными.
Иоанна Крестьянкина мы все считаем образцом современного Служения Господу и людям, а ведь он считал себя Недостойным грешником и до последнего часа каялся пред Господом.
Тут в чистую психологию нельзя скатываться.
Знака равенства нет.
Осуждение - если оно и возникает, то должно быть направлено на грех человека (помня, при этом, что у самого в глазу бревно), а не на него самого.
Знака равенства нет.
Осуждение - если оно и возникает, то должно быть направлено на грех человека (помня, при этом, что у самого в глазу бревно), а не на него самого.
Осуждение - если оно и возникает, то должно быть направлено на грех человека,а не на него самого.это для меня сложно, я не смогу отделить кражу от жулика эту кражу совершившего
"Нужно любить всякого человека и в грехе его и позоре его, не нужно смешивать человека - это образ Божий - со злом, которое в нём".
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Это не для тебя одного сложно, это и для меня сложно. Но это правильно.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Это не для тебя одного сложно, это и для меня сложно. Но это правильно.
но образ это же не механическая копия, не некий сосуд, который может быть наполнен злом или добром, любовью или ненавистью
я не могу нащупать - где здесь ответственность самого человека как функции дарованной ему свободы воли
ведь эта свобода приводит как благодати так и к греху?
я не могу нащупать - где здесь ответственность самого человека как функции дарованной ему свободы воли
ведь эта свобода приводит как благодати так и к греху?
По сути борьба с собой - это стремление к недостижимому идеалу, а путь изменений - это прогресс и этот путь сам по себе вызывает радость
Акофф так и пишет:
и тут у Акоффа можно найти связку со смыслом жизни в парадигме античной философии
"Это (формулирование идеалов и стремление к ним ) позволяет (человеку)т получать удовольствие от жизни, которая неизбежно должна оборваться, но при этом может оставить след в истории, возможно бесконечной"
если я оставил бессмертный след в бессмертной истории - я отринул победил бренность своего существования и обрел смысл жизни в победе над смертью и небытием?
Но тут я иду к цели, если я следую «Десяти заповедям» и «Золотому правилу», то больше соблюдаю Свод правил, блюду максимы, нормы поведения.
так все таки бороться с собой ради соблюдения норм или в движении к цели?
Акофф так и пишет:
Показать спойлер
Людей и некоторые социальные системы, частью которых являются люди, отличает то, что они могут стремиться к результатам и состояниям, достижение которых, как им хорошо известно, невозможно. Дело в том, что само продвижение к этим недостижимым состояниям приносит им удовлетворение. Такое продвижение называется прогрессом, а конечное состояние — идеалом. Многие умные люди сходились в убеждении, что стремление к цели приносит больше радости, чем ее достижение
Показать спойлер
и тут у Акоффа можно найти связку со смыслом жизни в парадигме античной философии
Показать спойлер
Стремление к идеалу может связать воедино и сделать непрерывными длительные непредсказуемые процессы, жизнь и историю. Формулирование идеалов и стремление к ним помогает человеку сделать свою жизнь и историю, частью которой он является, осмысленными и значительными. Это позволяет получать удовольствие от жизни, которая неизбежно должна оборваться, но при этом может оставить след в истории, возможно бесконечной.
Показать спойлер
"Это (формулирование идеалов и стремление к ним ) позволяет (человеку)т получать удовольствие от жизни, которая неизбежно должна оборваться, но при этом может оставить след в истории, возможно бесконечной"
если я оставил бессмертный след в бессмертной истории - я отринул победил бренность своего существования и обрел смысл жизни в победе над смертью и небытием?
Но тут я иду к цели, если я следую «Десяти заповедям» и «Золотому правилу», то больше соблюдаю Свод правил, блюду максимы, нормы поведения.
так все таки бороться с собой ради соблюдения норм или в движении к цели?
У православного человека всегда есть только одна цель - спасение собственной души. Сделать это можно только при жизни, после смерти будет уже поздно. Этой цели и подчинены все действия - и борьба с собой, со своими грехами, привычной моделью поведения является трудом, предпринимаемым для достижения этой цели. Достигнем или нет, не нам решать и не сейчас, на то будет Страшный Суд. Но, если ничего не делать, ни малейшей попытки, никакого старания не прилагать - итог очевиден. Никто не умирает безгрешным, но значение имеет качество труда над душой. "Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день и ночь". И даже если кажется, что делаешь шаг вперед и два назад, нельзя прекращать этот труд. Потому как бездействие в спасении души хуже смерти.
"Плохо не иметь дурные помыслы, а поддаваться им. В них мы не вольны, такова наша природа, помраченная грехом; помыслы имели и святые. Наше вольное следование помыслам или борьба с ними - вот где наша победа или поражение". Священник Александр Ельчанинов
Утратив подобие, мы сохраняем в себе образ. Следуя добру, мы движемся в сторону подобия. Ответственность человека в правильном использовании своей свободы, своих способностей, которые не являются сами по себе источником зла. Другое дело, что мы начинаем использовать их не по назначению, пытаемся во всём проявлять волю свою, часто вопреки Воле Божией. Тогда мы, сосуды созданные Творцом, вместо наполнения благодатью и приближения к подобию, наполняемся грязью греховной и окончательно подобие утрачиваем.
Утратив подобие, мы сохраняем в себе образ. Следуя добру, мы движемся в сторону подобия. Ответственность человека в правильном использовании своей свободы, своих способностей, которые не являются сами по себе источником зла. Другое дело, что мы начинаем использовать их не по назначению, пытаемся во всём проявлять волю свою, часто вопреки Воле Божией. Тогда мы, сосуды созданные Творцом, вместо наполнения благодатью и приближения к подобию, наполняемся грязью греховной и окончательно подобие утрачиваем.