"чайник - тоже люди". О пределе очеловечивания (NF)
2831
5
Добрый день.
Хотел бы услышать отклики вот на какую тему.
Не секрет, что когда мы наделяем какой-либо объект человеческими качествами, мы начинаем относиться к нему как к живому существу. Думать о нём заботиться, считать, что ему "больно", он "не хочет" и т.д.
Понятно, что если последовательно подходить к вопросу, всё вокруг следует считать живым. Так жить трудно, особенно при том, что большинство так не делает.
С другой стороны, решив для себя, что "вещь - это всего лишь бездушная штуковина", мы, опять-таки, будучи последовательными, придём к тому, что всё вокруг, короме себя самого, можно считать "бездушной штуковиной" учитывать "интересы" которой следует лишь через призму своих собственных интересов.
Если мы говорим себе "ну нет, как же, предметы - бездушные, человек - живой, животные - живые, растения, (допустим) бездушные".. - мы вступаем на скользкую дорожку казуистики, где один и тот же объект можно, в зависимости от ситуации, считать либо живым либо "бездушным" (т.е. не очеловечивать его).
Я полагаю, любой из первых двух путей (последовательный подход до обобщения на всё сущее) даёт примерно одинаковый результат, а третий путь - это просто некое удобное "лукавство", которое позволяет жить "проще". Этот подход к жизни, хотя и вроде действительно упрощает бытиё, мне не симпатичен, особенно если исповедуется как жизненная философия. Третий подход мне кажется просто вариантом психологической (мм, даже нет, мировоззренческой скорее) незрелости.
А вы как считаете? Какой подход исповедуете вы?
Хотел бы услышать отклики вот на какую тему.
Не секрет, что когда мы наделяем какой-либо объект человеческими качествами, мы начинаем относиться к нему как к живому существу. Думать о нём заботиться, считать, что ему "больно", он "не хочет" и т.д.
Понятно, что если последовательно подходить к вопросу, всё вокруг следует считать живым. Так жить трудно, особенно при том, что большинство так не делает.
С другой стороны, решив для себя, что "вещь - это всего лишь бездушная штуковина", мы, опять-таки, будучи последовательными, придём к тому, что всё вокруг, короме себя самого, можно считать "бездушной штуковиной" учитывать "интересы" которой следует лишь через призму своих собственных интересов.
Если мы говорим себе "ну нет, как же, предметы - бездушные, человек - живой, животные - живые, растения, (допустим) бездушные".. - мы вступаем на скользкую дорожку казуистики, где один и тот же объект можно, в зависимости от ситуации, считать либо живым либо "бездушным" (т.е. не очеловечивать его).
Я полагаю, любой из первых двух путей (последовательный подход до обобщения на всё сущее) даёт примерно одинаковый результат, а третий путь - это просто некое удобное "лукавство", которое позволяет жить "проще". Этот подход к жизни, хотя и вроде действительно упрощает бытиё, мне не симпатичен, особенно если исповедуется как жизненная философия. Третий подход мне кажется просто вариантом психологической (мм, даже нет, мировоззренческой скорее) незрелости.
А вы как считаете? Какой подход исповедуете вы?
Мое ИМХО - культура понятие совсем юное, а мозги наши - структура гораздо более старая и древняя.
Очеловечивание, одушевление - это одна из древнейших форм взаимодействия человека с миром - магическое им управление.
Зная имя вещи, ты вступаешь с нею в персональный контакт, тет-а-тет , общаешься как с личностью. Обращаясь к ней по имени, ты можешь договориться с нею или даже приказать ей (если ты крутой шаман).
В сказках этот момент хорошо представлен - способность магического взаимодействия с миром - один из атрибутов архетипического и сказочного героя
заклинание двухкомпонентно:
1) правильное для сущности обращение по истинному имени с перечислением истинных атрибутов
"Ты волна моя волна, ты гуллива и вольна...."
2) просьба или приказание
"Вынеси ты нас на сушу!"
Думаю что магическое мышление ( и религия как его производная) возникает тк человеку невыносима мысль, что он в его текущей ситуации не может сделать вообще ничего... Религия - более совершенная форма попыток договориться с миром (мы тебе, мир, даем ритуал и жертву. и ты как бы по договору нам обязан нечто выдать взамен, если жертву взял)
Один из парадоксов современного мира - далеко не каждый человек способен разобраться в том, как аботает каждый из окружающих его предметов , про воссоздать работающий аналог я и не говорю...
Т.о по-сути, люди живут в окружении магических артефактов и явлений, хбз как работающихТ.е мир среднего или низкоинтеллектуального современного человека мало чем отличается по осознанности от мира, в котором жил его первобытный предок , видящий грозу и пожар от молнии, и думающий что бог-громовик сердится. Как следствие - у современных людей тоже и очеловечивание бывает и попытки создания магических ритуалов наблюдаются регулярно. Лично видела - смазывание святой водой всех болящих мест и оргтехники, разговоры человека с автомобилем ("ну машинка ну заведись") , принтером и компом
Сама стараюсь от наличия предметов в жизни зависеть по-минимуму и предметов и животных не одушевлять.
Т.к считаю что полноценное взаимодействие возможно только с людьми, а когда человек уходит в контакт с вещами, это "звоночек", что что-то в коммуникациях с людьми провисло. С другой стороны, если уход в себя человеку не грозит и личные связи крепкие, а такой вот контакт с вещами человеку нужен - почему б и нет..
Очеловечивание, одушевление - это одна из древнейших форм взаимодействия человека с миром - магическое им управление.
Зная имя вещи, ты вступаешь с нею в персональный контакт, тет-а-тет , общаешься как с личностью. Обращаясь к ней по имени, ты можешь договориться с нею или даже приказать ей (если ты крутой шаман).
В сказках этот момент хорошо представлен - способность магического взаимодействия с миром - один из атрибутов архетипического и сказочного героя
заклинание двухкомпонентно:
1) правильное для сущности обращение по истинному имени с перечислением истинных атрибутов
"Ты волна моя волна, ты гуллива и вольна...."
2) просьба или приказание
"Вынеси ты нас на сушу!"
Думаю что магическое мышление ( и религия как его производная) возникает тк человеку невыносима мысль, что он в его текущей ситуации не может сделать вообще ничего... Религия - более совершенная форма попыток договориться с миром (мы тебе, мир, даем ритуал и жертву. и ты как бы по договору нам обязан нечто выдать взамен, если жертву взял)
Один из парадоксов современного мира - далеко не каждый человек способен разобраться в том, как аботает каждый из окружающих его предметов , про воссоздать работающий аналог я и не говорю...
Т.о по-сути, люди живут в окружении магических артефактов и явлений, хбз как работающихТ.е мир среднего или низкоинтеллектуального современного человека мало чем отличается по осознанности от мира, в котором жил его первобытный предок , видящий грозу и пожар от молнии, и думающий что бог-громовик сердится. Как следствие - у современных людей тоже и очеловечивание бывает и попытки создания магических ритуалов наблюдаются регулярно. Лично видела - смазывание святой водой всех болящих мест и оргтехники, разговоры человека с автомобилем ("ну машинка ну заведись") , принтером и компом
Сама стараюсь от наличия предметов в жизни зависеть по-минимуму и предметов и животных не одушевлять.
Т.к считаю что полноценное взаимодействие возможно только с людьми, а когда человек уходит в контакт с вещами, это "звоночек", что что-то в коммуникациях с людьми провисло. С другой стороны, если уход в себя человеку не грозит и личные связи крепкие, а такой вот контакт с вещами человеку нужен - почему б и нет..
Всё "просто":
человек овеществляет всё, чьё поведение либо предсказуемо, либо для него неважно.
И одухотворяет то, чьё поведение (либо влияние на нечто третье) непредсказуемо, но на которое он хочет повлиять.
имхо, подходит и к отношениям с окружающими, и к ранним верованиям - как вариант: к "цветочек (Игорь), расти!".
Так какой подход, говорите, Вам более по душе?
человек овеществляет всё, чьё поведение либо предсказуемо, либо для него неважно.
И одухотворяет то, чьё поведение (либо влияние на нечто третье) непредсказуемо, но на которое он хочет повлиять.
имхо, подходит и к отношениям с окружающими, и к ранним верованиям - как вариант: к "цветочек (Игорь), расти!".
Так какой подход, говорите, Вам более по душе?
О, поздно прочитал. Оказывается, Вы до меня ещё всё подробно расписали
сорри.
сорри.
товарищ_Сухова
activist
как-то смотрела передачу по тлс, там мужчина "любил" свою машину. По-настоящему любил - с поцелуями и сексом ... не удалось досмотреть жалко. В шоке была, что и такое бывает