Именно четыре надо? С тремя девками "в путь" не получится, считаете?это Бог Троицу любит, а изба на четырёх углах стоИт, так шо 4 и не меньше, а то и пять ибо конь о четырех ногах, но и он спотыкается)))
Предупреждать же надо!
Да, я твёрдо убеждена, что секс играет решающую роль в жизни!вульгарный фрейдизм))) отними у высших приматов пельмешки и секс у них будет только за еду
Но, сначала накормить пельмешками)
Если с пацанами считать, то мой конь вполне пятиногим вышел.
Так ведь вся соль в том, что одно другому не мешает) И даже наоборот, способствует - если есть выбор: приготовить домашние пельмешки в кругу близких или же сварить пельмени из пачки, а то и вообще сходить в кафешку и накушаться там, то принуждаловка убирается, остается чистое удовольствие:) Очень многие уже во взрослом постстуденческом возрасте начинают наслаждаться процессом готовки, распробовав наконец-то это дело)
Тебе в который раз повторяют - речь про девиц)))
ТС печалит, что хождение по рестаранам "распробывается" лучше и быстрее)
Сейчас читают
NF человек из прошлого
36658
179
Сирия. Начало. (часть 3)
222084
995
Регулятор скорости вращения вентилятора
2895
21
Повтори, повтори мне ещё раз, прошу тебя, повтори! Шучу.
Так на чём мы остановились?
А, точно, на дочерях и их непременно нужно учить рукоделиям всяким, приучать к готовке еды и покорности мужскому слову.
Ну да, согласен.
Не противоречит замыслу и обучение девчонок музыке, письму, естествознанию и арифметике.
Так на чём мы остановились?
А, точно, на дочерях и их непременно нужно учить рукоделиям всяким, приучать к готовке еды и покорности мужскому слову.
Ну да, согласен.
Не противоречит замыслу и обучение девчонок музыке, письму, естествознанию и арифметике.
Есть восхитительный тест, который показывает насколько хорошо умеет готовить человек (или насколько хорошо в семье кормят). Правда, к разнообразию еды это отношение не имеет. Предложите человеку сравнить еду с качественной столовской.Эт значит, что и не умеющие готовить прекрасно размножаются)
Слышал за свою жизнь несколько восторженных откликов о качестве еды: - Как в столовой!
Всегда смотрел на этих людей недоумевая, КАААК в столовой может быть вкуснее, чем дома?)
Помнится, была у меня соседка, так по характерному запаху гари можно было понять, что она очередной раз готовит) Думаю, ее сын с радостью в столовке кушал)) И ничего, вроде здоровые были, стройные)
По классическим канонам дочерям нужно дать приданное) как у тебя с этим? Из рукоделия прям затрудняюсь ответить что кроме шапки можно приспособить к ношению при современной моде)))
Покорных мужскому слову девочек может ожидать учесть Варвары Карауловой или не дай бог Карины Залесовой - это самый классический пример
Покорных мужскому слову девочек может ожидать учесть Варвары Карауловой или не дай бог Карины Залесовой - это самый классический пример
ТС печалит, что хождение по рестаранам "распробывается" лучше и быстрее)Так ладно если по ресторанам, туда ведь еще идти надо) ну или ждать доставки по нескольку часов) А если сам мужчина сумеет себе яичницу с утра пожарить, а вечером ужин сварганить, и может даже борщ - чем такого в семейном гнезде удержишь, гастритом с язвой ведь уже не запугать))
Всё, дочка, не обращай внимания на деда, это я не со зла, а так, поворчать.
Сложно сказать, при таком раскладе можно и вовсе не жениться
Тебе 90? Боюсь ты мне даже до отца не дотягиваешь)
Одно другому мешает в ряде случаев... Жизнь во многом дорога потому, что человек себя обеспечивает преимущественно деньгами. В развитых странах бОльшая часть средств тратится именно на сервис. А то, что тратится на "вещи", в значительной степени, тратится не столько на саму вещь, сколько на ярлык. Не знаю как за границей, но у нас качественной неБрендированной одежды... Ну, мягко скажем, совсем не много... Под качеством я тут буду понимать не "Люкс" какой или "Моду"... Просто комфортную одежду из натуральных материалов хорошо пошитую.
Переходи на стиль "джинсы-свитер" эт бюджетно
ну и там же культуру потребления вспоминали... Т.е. человек просто покупает то, что раньше делал сам... Раньше сам учил рисовать ребенка (а если не умел - рыбу ловить или грибы собирать, дрова колоть да печь затоплять.. Ну или вышивать там... Готовить, опять же...), теперь сдает "на воспитание"...Раньше сам готовил в бОльшей степени, теперь - нет... Раньше цветы полевые собирал, теперь в ларек заскакивает... Ну и так далее и тому подобное... В том суть и смысел... Но к ВО это никакого отношения не имеет... Это начинается еще на этапе промывки детского мозга, когда он вместо того, чтоб на лыжах кататься или на велике - хочет дома в планшет втыкать... А новомодный кусок пластика - новый герой очередного раскрученного проекта, ему дороже чего-то.. менее иллюзорного, скажем так...
Имея "такой отрыв от земли", масса навыков и личных свойств начинает компенсироваться наличием денежных знаков. Вещь или услуга приобретенная становится ценнее сделанной своими руками... Ужин в ресторане привлекательнее ужина дома. Что, в свою очередь, приводит к демотивации развития личных навыков по ряду направлений. Не имеет смысла учиться делать домашний ремонт.... Не имеет смысла развивать в себе навыки приготовления пищи.... Не важно, что именно ты готов передать своему ребенку в личном плане... Все купим.... Отсюда и приоритет работы и вся система ценностей.
Имея "такой отрыв от земли", масса навыков и личных свойств начинает компенсироваться наличием денежных знаков. Вещь или услуга приобретенная становится ценнее сделанной своими руками... Ужин в ресторане привлекательнее ужина дома. Что, в свою очередь, приводит к демотивации развития личных навыков по ряду направлений. Не имеет смысла учиться делать домашний ремонт.... Не имеет смысла развивать в себе навыки приготовления пищи.... Не важно, что именно ты готов передать своему ребенку в личном плане... Все купим.... Отсюда и приоритет работы и вся система ценностей.
Моей старшей дочери и матери моего внука 27 уже, дочка.
Такие дела.
Но ты всё равно не обижайся.
Всё, ушёл.
Такие дела.
Но ты всё равно не обижайся.
Всё, ушёл.
Ну... смотри, джинсы нормальные, которые не быстро протрутся и на мне хорошо сидят и ваще мне нра - стоят рублей 6 ща (100-150$ были, уже некоторое время не брал, но когда курс рос... с ним и ценник на них рос)... Ну нифига не бюджетно, ИМХО.. Джинсы немецкие, я б такие же и отечественные брал бэ... Но чот не находил... Мну, кстати, из бюджетного - Синар нравитцо) Вот прям шьють и шьють... Не дольча, не габбанна... да и нихай... Больмень пойдет.. Тем более у них еще премиум линейка какая-то вышла - там ткани получше, вродьбэ)
Хотя, каюсь.... Не шопоголик я.... Может не в теме просто.... У меня в жизни было 3 этапа джинс - 1. с барахолки, 2. Левайс, 3. из Кёльна (есть у нас сеть магазинов такая... немчуринской одеждой торгуют, мне - нравицо... Оно же - Дойчмарк на красном проспекте). Но тонкие джинсы я вообще не понимаю, не признаю... Равно как и клубные и прочие... Как по мне - нормально колхозно-ковбойская одежа должна быть... Не для "бережного обращения", а именно для суровой эксплуатации "как удобно мне, а не джинсам"..
Не может чтоб тебе 43 было, я думал девчонка совсем, лет до 30-ти ещё.
Топот_котов
guru
человек просто покупает то, что раньше делал сам...Потому, что это выгодно. Время - деньги. Работать 24 часа в сутки все равно нельзя, а рабочее время квалифицированного работника с ВО стоит больше, чем вещь которую он может сделать сам потратив на нее свой, в данном случае, неквалифицированный труд.
Баристер
забанен
Формально - разумно. Но не всегда и не во всем.
Отец, который учит ребенка рыбачить даст тому самому ребенку больше, чем профессиональный рыбак-пыдагог, даже если по результату ребенок рыбачить не научится.
Традиционное меню, по случаю праздника, процесс приготовления к нему, может значить больше чем сама пища, даже если в ресторане красивее зал, сервировка и блюдо вкуснее...
Личная встреча в аэропорту с последующей поездкой на автобусе может значить больше, чем оплата услуг носильщика и таксиста, даже если при самостоятельной транспортировке была оторвана ручка того чемодана...
Потому, вопрос лишь в объемах замещения.... Понятно, что полярные ситуации "так себе" в обоих случаях... Прогулка пешком от Толмачево до ст.метро Заельцовская в текущую погоду - будет так себе, даже если прихватить себе санки... Самостоятельный пошив одежды из своих же материалов - ну куда это вообще?
Все хорошо в меру и вот это, то о чем пишет ТС - тоже.
Отец, который учит ребенка рыбачить даст тому самому ребенку больше, чем профессиональный рыбак-пыдагог, даже если по результату ребенок рыбачить не научится.
Традиционное меню, по случаю праздника, процесс приготовления к нему, может значить больше чем сама пища, даже если в ресторане красивее зал, сервировка и блюдо вкуснее...
Личная встреча в аэропорту с последующей поездкой на автобусе может значить больше, чем оплата услуг носильщика и таксиста, даже если при самостоятельной транспортировке была оторвана ручка того чемодана...
Потому, вопрос лишь в объемах замещения.... Понятно, что полярные ситуации "так себе" в обоих случаях... Прогулка пешком от Толмачево до ст.метро Заельцовская в текущую погоду - будет так себе, даже если прихватить себе санки... Самостоятельный пошив одежды из своих же материалов - ну куда это вообще?
Все хорошо в меру и вот это, то о чем пишет ТС - тоже.
Лена уже искушенная дама
Наверное все ж ребенку в личном плане от родителей передаются не только навыки ручного труда. Поэтому не так страшно, если чему-то из бытовых навыков дите обучено не будет. Хотя конечно совместная деятельность развивает, спору нет, и заменить совместное времяпрепровождение деньгами не получится.
А насчет перекоса в сторону "Вещь или услуга приобретенная становится ценнее сделанной своими руками" - есть такое. Но это скорее движение маятника в одну из сторон, ведь совсем недавно большая часть из того, что можно купить, была недоступна. И теперь есть тенденции движения в обратную сторону - оформление своими руками сейчас в почете, всякие крафтовые бумажки-конверты, вышивка-рукоделие. Относительно продуктов опять же - всякие "деревенские" молоко, сметана, покупаемые с рук (даже если бабушка до этого из пластикового стаканчика перелила сметанку в не очень чистую баночку).
Про качество вещей, одноразовость - отдельный вопрос, эт уже оффтоп)
А насчет перекоса в сторону "Вещь или услуга приобретенная становится ценнее сделанной своими руками" - есть такое. Но это скорее движение маятника в одну из сторон, ведь совсем недавно большая часть из того, что можно купить, была недоступна. И теперь есть тенденции движения в обратную сторону - оформление своими руками сейчас в почете, всякие крафтовые бумажки-конверты, вышивка-рукоделие. Относительно продуктов опять же - всякие "деревенские" молоко, сметана, покупаемые с рук (даже если бабушка до этого из пластикового стаканчика перелила сметанку в не очень чистую баночку).
Про качество вещей, одноразовость - отдельный вопрос, эт уже оффтоп)
Джонни! Кажется я ненароком оскорбил солидную даму, дай мне парабеллум пойду постреляю, нерв успокою перед извинениями на коленях.
Показать спойлер
да врёт она всё, малявка-двадцатилетка, пользуется, что ремня не всыпать вот и смелая, поди кась
Показать спойлер
Если начнешь сам учить рисовать или играть, то без профессиональных навыков только руку ребенку собьешь, потом переучивать куда как труднее будет
Топот_котов
guru
Натуральное хозяйство и выращивание картошки и морковки, о которых Вы говорили, как раз и относятся к таким полярным ситуациям.
А вот стоит учить ребенка рыбачить или математике - это вопрос. Вряд ли навыки рыбака ему пригодятся в жизни, поэтому данный процесс не имеет цели, которая заявлена, а иметт совсем другую цель - наведение мостов и стакан воды в старости.
А вот стоит учить ребенка рыбачить или математике - это вопрос. Вряд ли навыки рыбака ему пригодятся в жизни, поэтому данный процесс не имеет цели, которая заявлена, а иметт совсем другую цель - наведение мостов и стакан воды в старости.
Sobolev
old hamster
Навыки рыбака как раз и пригодятся, тут и думать нечего.
Ну... а если я юрист и ребенку... Ну лет до 10 точно, дальше - в зависимости от того, как мозга будет развиваться, точно рано объяснять сущность ремесла - значит ли это, что я должен исключить себя, по сути, из воспитания ребенка? Воспитание, оно же шире, чем "просто ставить в угол и давать шоколадку"... Вот такой я... Крайне экономически эффективный... На работе - работа, досуг подчинен наработки новых связей для развития практики. И мама - такая же. Мы деньги зарабатываем, для того, чтоб у нас и у ребенка все было хорошо. Мы оплатим кружки, репетиторов, а в дальнейшем и психолога для проработки личностных проблем, далее - коуча, чтоб мотивировал к достижению новых высот... Вопрос только 1 - насколько тот ребенок наш?
В Монголию хочу съездить, понаблюдать за жизнью кочевников, во многом из тех соображений. Важно это, когда дети видят чем занимаются их родители, как они это делают и прочее... Не даром, ремесло - штука фамильная и дело не только в том, что стареющий папаша сведет с заказчиками и поставщиками, сложнее все, заметно. Но Монголия, по понятным причинам - как раз тот самый обратный полюс... Оптимально промежуточное решение, думаю.
В Монголию хочу съездить, понаблюдать за жизнью кочевников, во многом из тех соображений. Важно это, когда дети видят чем занимаются их родители, как они это делают и прочее... Не даром, ремесло - штука фамильная и дело не только в том, что стареющий папаша сведет с заказчиками и поставщиками, сложнее все, заметно. Но Монголия, по понятным причинам - как раз тот самый обратный полюс... Оптимально промежуточное решение, думаю.
Баристер
забанен
Наводить мосты нужно тогда, когда ребенку лет 30 и ты понимаешь, что это почти чужой тебе человек...
С ребенком лет 5 ничего наводить не нужно. Он пытается изучать мир ориентируясь на родителей, а его шлют к "мастеру по рисованию, плаванию, языкам, спорту и прочему", потому что это экономически целесообразно. Реально очень сложно сказать какие именно навыки пригодятся ребенку в условиях текущих темпов научно технического прогресса. По крайней мере лично я затрудняюсь сказать какие именно профессии останутся через 20 лет и в чем именно они будут заключаться.
С ребенком лет 5 ничего наводить не нужно. Он пытается изучать мир ориентируясь на родителей, а его шлют к "мастеру по рисованию, плаванию, языкам, спорту и прочему", потому что это экономически целесообразно. Реально очень сложно сказать какие именно навыки пригодятся ребенку в условиях текущих темпов научно технического прогресса. По крайней мере лично я затрудняюсь сказать какие именно профессии останутся через 20 лет и в чем именно они будут заключаться.
Навыки рыбака как раз и пригодятся, тут и думать нечего.навыки охотника больше
fattycat
veteran
А вот стоит учить ребенка рыбачить или математике - это вопрос. Вряд ли навыки рыбака ему пригодятся в жизни, поэтому данный процесс не имеет цели, которая заявлена, а имеет совсем другую цель - наведение мостов и стакан воды в старости.Взаимодействие с ребенком не сводится только к образованию (получению навыков), нельзя отрицать и необходимость воспитания (привитие ценностей, развитие личностных качеств). Сам процесс воспитания легче всего протекает в незаметной форме, то есть не тогда, когда с мамой объясняют, что такое хорошо, а что такое плохо, как надо поступать, а как не надо, а показывают своим примером. Эффективнее всего это при совместной деятельности. И рыбалка - неплохой вариант: развитие усидчивости, трудолюбия, внимательности, формирование эмоциональной обратной связи с родителем и т.д.
Собственно, те навыки можно приобрести край лет за 5, при условии усердного каждодневного обучения и практики...
Говорили уже, по моему, что "пустышка с навыками" бесполезна. Сильная, психически здоровая личность, без отклонений в голове без особых проблем... Кто-то чуть не в садике начинает изучать Английский, потом продолжает в школе и в ВУЗе, но в итоге - 2-х слов связать не может, кто-то за год-два спокойно выходит на разговорный уровень... И это не вопрос "склонности к языкам", это вопрос потребности в навыке, в знании... Вопрос возможности применения тех навыков...
Говорили уже, по моему, что "пустышка с навыками" бесполезна. Сильная, психически здоровая личность, без отклонений в голове без особых проблем... Кто-то чуть не в садике начинает изучать Английский, потом продолжает в школе и в ВУЗе, но в итоге - 2-х слов связать не может, кто-то за год-два спокойно выходит на разговорный уровень... И это не вопрос "склонности к языкам", это вопрос потребности в навыке, в знании... Вопрос возможности применения тех навыков...
Родители, Миша, как те генералы, всегда готовятся к прошлой, а часто проигранной ими войне. Поэтому не надо конструировать ребенка, лучше ему просто не мешать развиваться.
Нннну... тут смотри, тут не вопрос конструкций... тут вопрос трансляций ценностей... Формирования базового понимания жизни...
Инструментарий для достижения своих собственных целей - пусть выбирает сам...
Ты вот толкуешь все про то, что филки есть побочный продукт труда, но, думаю, внутренне этот посыл разделяют не многие. Это мировоззренческий вопрос.... Есть вещи, о которые нельзя передать просто рассказав. Этого недостаточно. Есть то, что "впитаваицо с молоком матери"... А проблематика состоит в том, что предлагается кормить смесью... И учитель, что "работает за еду", он сможет научить и "правильно рисовать" и "правильно плавать" и "правильно...." Но "быть человеком".... Хотя о чем это я? Нынче же и "курсы счастья" есть...
Инструментарий для достижения своих собственных целей - пусть выбирает сам...
Ты вот толкуешь все про то, что филки есть побочный продукт труда, но, думаю, внутренне этот посыл разделяют не многие. Это мировоззренческий вопрос.... Есть вещи, о которые нельзя передать просто рассказав. Этого недостаточно. Есть то, что "впитаваицо с молоком матери"... А проблематика состоит в том, что предлагается кормить смесью... И учитель, что "работает за еду", он сможет научить и "правильно рисовать" и "правильно плавать" и "правильно...." Но "быть человеком".... Хотя о чем это я? Нынче же и "курсы счастья" есть...
Софистика, Миша, софистика. 4 часа английского и 6 часов музыкалки и 4 самбо - это конструирование, а не транзит ценностей. Ценности прекрасно переходят силой дискурса и личного примера если они (слово и дело) не расходятся как портновские ножницы.
Вот и я тебе о том, что их нет тогда, когда все "сливается" на "оказывающих услуги"... Сколько именно видит того примеру детеныш образца конца 20-го, начала 21-го века, в сравнении с тем, что было 1-2 века взат?
Одно дело, когда рыбенак тот пример видит ежедневно по несколько часов в день... Когда ему транслируется модель мышления через наблюдение за решением повседневных дел.... И другое, когда... Мамо - работает, папо - работает... А у диты самба и английский... Нет, конечно, он видит уставших родителей... Правда не совсем понимает - от чего именно они устали... И чем занимались в течении дня... И какую роль это играет... И... Вот этого всего нет... Есть папо и мамо, которые уходят куда-то "за деньгами"... Как думаешь, в таком контексте, может ли сформироваться представление, что "деньги - побочный продукт труда?" Ага, ща, 2 раза... Родители, оне "за денюшкой и ходють на галлеры".... И чего ты потом ему не объясняй - в иное он не уверует...
Ну и далее, вот ета история с потребительским стилем жизни ведет к тому, что есть семейные моллы...)) Тобишь с молоком матери ребенок впитывает, что в выхи, чтоб отдохнуть - нннннада идтить по магазинам... Правда здорово? Именно это и обеспечит воспроизводство раб силы... 5 дней машем лопатой - деньги зарабатываем, 2 дня отдыхаем - шопимся...
Одно дело, когда рыбенак тот пример видит ежедневно по несколько часов в день... Когда ему транслируется модель мышления через наблюдение за решением повседневных дел.... И другое, когда... Мамо - работает, папо - работает... А у диты самба и английский... Нет, конечно, он видит уставших родителей... Правда не совсем понимает - от чего именно они устали... И чем занимались в течении дня... И какую роль это играет... И... Вот этого всего нет... Есть папо и мамо, которые уходят куда-то "за деньгами"... Как думаешь, в таком контексте, может ли сформироваться представление, что "деньги - побочный продукт труда?" Ага, ща, 2 раза... Родители, оне "за денюшкой и ходють на галлеры".... И чего ты потом ему не объясняй - в иное он не уверует...
Ну и далее, вот ета история с потребительским стилем жизни ведет к тому, что есть семейные моллы...)) Тобишь с молоком матери ребенок впитывает, что в выхи, чтоб отдохнуть - нннннада идтить по магазинам... Правда здорово? Именно это и обеспечит воспроизводство раб силы... 5 дней машем лопатой - деньги зарабатываем, 2 дня отдыхаем - шопимся...
Дети умнее взрослых. Так, что ты за ребенка не переживай. Он живет смыслами и если ты не лукавишь, то он все равно считает твою истинную парадигму даже при условии регулярных походов по магазинам на уик энд
Что за чушь, найди мне мужчину который воспитан с любовью хотьбы по магазинам?!
Не знаю... не все так однозначно, на мой взгляд. "Детство с родителями" - дорогого стоит. Это вопросы "общности", "эмоциональной вовлеченности", "сопереживания", "взаимопонимания"... Совместная деятельность это хорошо... Вопрос только в том, чего именно с ребенком делать совместно, если кулинарить - нинада, занимацо - нинадо... По дому раскиданы таймкиллеры в виде телика, приставки, смартфона, засасывающие внимание как детей, так и вздростлых...
Показать спойлер
ЗЫ, сказку тут детенышу читал из своего босоногого детства,чот не могу не поделиться он, правда, не понял... Ну да, справедливости ради, и я не понимаю его етих... "Вспышей и чуда машинок...
Показать спойлер
Сомов Орест
Оборотень
Орест Михайлович Сомов
Оборотень
Народная сказка
"Это что за название?" - скажете или подумаете вы, любезные мои читатели (какому автору читатели не любезны!) И я, слыша или угадывая ваш вопрос, отвечаю что ж делать! виноват ли я, что неусыпные мои современники, романтические поэты в стихах и в прозе, разобрали уже по рукам все другие затейливые названия? Корсары, Пираты, Гяуры, Ренегаты и даже Вампиры попеременно, одни за другими, делали набеги на читающее поколение или при лунном свете закрадывались в будуары чувствительных красавиц Воображение мое так наполнено всеми этими живыми и мертвыми страшилищами, что я, кажется, и теперь слышу за плечами щелканье зубов Вампира или вижу, как "от могильного белка адского глаза Ренегатова отделяется кровавый зрачок". Напуганный сими ужасами, я и сам, хотя в шутку, вздумал было попугать вас,милостивые государи! Но как мне в удел не даны ни мрачное воображение лорда Байрона, ни живая кисть Вальтера Скотта, ни даже скрипучее перо г. д'Арленкура и ему подобных, и сама моя муза так своевольна, что часто смеется сквозь слезы и дрожа от страха; то я, повинуясь свойственной полу ее причудливости, пущу слепо мое воображение, куда она его поведет. Скажу только в оправдание моего заглавия, что я хотел вас подарить чем-то новым, небывалым; а русские оборотни, сколько помню, до сих пор еще не пугали добрых людей в книжном быту. Я мог бы вместо оборотня придумать что-нибудь другое или подменить его каким-либо лихим разбойником; но все другое новое, как я уже имел честь доложить вам, разобрано по рукам другими, а в книжных наших лавках залегли теперь такие большие шайки разбойников - не всегда клейменых (по крайней мере клеймом гения), но всегда печатных, - что если б мыши и моль не составили против них своей Santa Hermandad, то от них не было б житья порядочным людям.
Я думал написать это вступление в виде разговора кого-нибудь из моих приятелей с кем-нибудь из моих неприятелей, но побоялся, что меня тотчас уличат в подражании; а признаюсь, мне не хотелось бы прослыть подражателем... Свое, господа мои сподвижники на поприще бумаги и перьев, станем творить свое! Я хочу вам подать похвальный пример и для того вывожу напоказ небывалого русского оборотня.
В одном селении... Вы, добрые мои читатели, верно, не спросите, как называется это селение, в какой губернии и в каком уезде лежит оно. Удовольствуйтесь же тем, что я вам буду рассказывать, и не требуйте от меня лишнего.
Итак, дослушайте ж...
В одном селении жил-был старик по имени Ермолай. Все знали, что он умывается росою, собирает разные травы, ходя, беспрестанно что-то шепчет себе в длинные, седые усы, спит с открытыми глазами и пр. и пр. Чего же больше? он колдун, и злой колдун: так о нем толковало все селение. Надобно сказать, что селение было раскинуто по опушке большого, дремучего леса, а изба ермолаева была на самом выезде и почти в лесу. Ермолай сроду не был женат, но лет за пятнадцать до того времени, в которое мы с ним знакомимся, взял он к себе приемыша, сироту, которого все сельские крестьяне называли прежде бобылем Артюшей; а теперь, из уважения ли к колдуну, или по росту и дородству самого детины, стали величать Артемом Ермолаевичем: подлинного его отца никто не знал или не помнил, а и того больше никто о нем не заботился.
Артем был видный детина: высок, толст, бел и румян, ну, словом, кровь с молоком. И то сказать, мудрено ли было колдуну вскормить и выхолить своего приемыша? Крестьяне были той веры, что колдун отпоил Артема молоком летучих мышей, что по ночам кикиморы чесали ему буйную голову, а нашептанный мартовский снег, которым старик умывал его, придавал его лицу белизну и румянец. Одного добрые крестьяне не могли добиться: каким образом старый Ермолай, так сказать, переродя Артема из тощего, бледного мальчишки в дородного и румяного парня, не научил его уму-разуму? ибо Артюша был прост, очень прост: молвит, бывало, что с дуба сорвет, до сотни не сочтет без ошибки и не всегда, бывало, впопад ответит, когда у него спросят, которая у него правая рука и которая левая. Он так нехитро смотрел большими своими серыми глазами, так простодушно развешивал губы и так смешно переплетал ногами, когда случалось ему бежать, что сельские девушки подсмеивали его исподтишка и шепотом говаривали про него: "Красен как маков цвет, а глуп как горелый пень". В селении прозвали его вислогубым красиком, и все это не вслух, а тайком от колдуна, потому что все боялись обидеть его в лице его приемыша.
И то, однако ж, многие начали смекать, что злой старик догадывается о насмешках поселян над его нареченным сыном. В селении вдруг начал пропадать мелкий рогатый скот: у того из поселян-не явится пары овец, у другого трех или четырех коз, у третьего пропадут все ягнята. Пастухи не раз видали, как из лесу вдруг выбежит большой-пребольшой волк, схватит одну или пару овец, стиснет им горло зубами, взбросит их к себе на спину - и был таков: мигом умчит их к лесу. Сколько ни кричи, ни тюкай - он и ухом не ведет; сколько ни трави собаками: они поплетутся прочь, поджав хвосты, и робко озираются назад. Крестьяне тотчас взяли догадку, что это не простой волк, а оборотень; вслед же за этою догадкой пришла к ним и другая: что этот оборотень не иной кто, как сам Ермолай Парфентьевич.
Делать было нечего. Все боялись колдуна, хотя, сказать правду, до сих пор он не делал еще никакого зла селению; но все-таки он был колдун. Жаловаться на него - у кого найдешь расправу, когда и сам священник отрекался заклясть его? Самим его доконать - грешно, хоть он и колдун; притом же эти дела так пахнут торговой казнью и ссылкой, что у всякого невольно руки опустятся. Да и кто знает, что после смерти не станет он приходить из могилы мертвецом и душить уже не овец, а людей, которые озлобили бы его преждевременным отправлением на тот свет? Как ни раскладывали крестьяне умом, сколько ни толковали на мирской сходке, э, все дело не клеилось. Пришлось им стать в тупик, горевать, здкуся губы, да молиться святым угодникам за себя и за стада свои.
В селении том жила красная девушка, Акулина Тимофеевна. Лицо у нее было, что наливное яблочко, очи соколиные, брови соболиные - словом, она уродилась со всеми достоинствами и приманками красавиц, о которых перешли к нам достоверные предания в старинных русских песнях и сказках. Одна она никогда не смеялась над простаком Артюшей, а напротив того еще заступалась за него между своими подругами и уверяла их, что он детина хоть куда. Лукавая девушка смекнула, что старик Ермолай очень богат и очень стар, что жить ему на свете оставалось недолго и что после него единственным наследником его имения должен быть Артем Ермолаевич. Она так умильно поглядывала на Артема, так ласково говорила ему, встречаясь: "Здравствуй, добрый молодец!", что Артем, как ни был прост, а все заметил ее приветливость. Часто он, избочась и выступая гоголем, подходил к ней и заводил с нею речи - грех сказать: умные, а такие, которые, видно, нравились красавице и на которые она охотно отвечала. Короче: Акулина Тимофеевна скоро заслужила всю доверенность нелюдима Артюши: он еще чаще стал подходить к ней, облизываясь и с глупым смехом выкрикивая: "Здорово, Акуля", отвешивал ей дружеский удар тяжелою своею ладонью по белому круглому плечу и таял пред нею... Да, таял, в полном смысле слова, потому что щеки его делались еще краснее, глаза еще мутнее и глупее, а багровые губы никак уже не сходились между собою и становились час от часу толще, час от часу влажнее, как вишня, размокшая в вине. Девушка стала уже не шутя подумывать, как бы ей пристроиться: то есть, с помощью обручального кольца да честного венца, прибрать к рукам и Артема и будущие его пожитки.
К ней-то, наконец, смышленые крестьяне обратились с просьбою помочь их горю. "Ты-де, Акулина Тимофевна, в селе у нас умный человек; а нам вестимо, что благоприятель твой Артем Ермолаевич с неба звезд не хватает, хоть и слывет сыном такого человека, у которого в седой бороде много художества. Порадей нам, а мы тебе за то чем по силам поклонимся. Одной только милости у тебя и просим: как бы досконально проведать, подлинной ли то волк душит наших овец или это - не в нашу меру будь сказано - Ермолай Парфентьевич оборотнем над нами потешается?" Акулина Тимофеевна молчала несколько времени, покачивая в раздумье головушкой: с одной стороны, боялась она прогневить колдуна, который знал всю подноготную; с другой стороны, манили ее подарки... а кто к подаркам не лаком? Спросите у стряпчих, спросите у судей, спросите у того и другого (не хочу называть всех поименно): всякий если не словами, так взглядом припомнит вам старую пословицу: кто богу не грешен, царю не виноват! И Акулина Тимофевна была в этом смысле ежели не закоснелою грешницей, то, по крайней мере, не совсем чиста совестью. Она подумала-подумала - и дала крестьянам обещание похлопотать об их деле.
На другой день, встретясь с Артемом, больше прежнего была она с ним приветлива и ласкова, и больше прежнего таял бедный Артем: щеки его так и пылали, губы так и пухли. Умильно потрепав его по щеке полненькими своими пальчиками, плутовка сказала ему:
- Артюша, светик мой! молвила бы я тебе словцо, да боюсь: старик твой нас подметит. Где он теперь?
- А кто его весть! Бродит себе по лесу словно леший, да, тово-вона, чай дерет лыка на зиму.
- Скажи, пожалуйста: ты ничего за ним не примечаешь?
- Вот-те бог, ничего.
- А люди и невесть что трубят про него: что будто бы он колдун, что бегает оборотнем по лесу да изводит овец в околотке.
- Полно, моя ненаглядная: инда мне жутко от твоих речей.
- Послушай меня, сокол мой ясный: ведь тебя не убудет, когда ты присмотришь за ним да скажешь мне после, правда ли, нет ли вся та молва, которая идет о нем по селу. Старик тебя любит, так на тебя и не вскинется.
- Не убудет меня? да что же мне прибудет?
- А то, что я еще больше стану любить тебя, выйду за тебя замуж и тогда заживем припеваючи.
- Ой ли? да что же мне делать-то?
- А вот что: не поспи ты ночь да примечай, что старый твой станет кудесить. Куда он, туда и ты за ним; притаись где-нибудь в углу или за кустом и все высматривай. После расскажешь мне, что увидишь.
- Ахти! страшно! Да еще и ночью. А когда же спать-то буду?
- Выспишься после. Зато уж как женою твоею буду, ты, мой голубчик, будешь спать вволю. Тебя не пошлют тогда ни дрова рубить, ни воду таскать: все я за тебя; а ты себе, пожалуй, поваливайся на печи да покушивай готовое.
- Ладно! будь по-твоему: стану приглядывать за моим стариком. Да скажи, он мне бока-то не отлощит?
- Не бойся ничего: он не узнает; а какова не мера, так я сама принесу ему повинную и скажу, что тебя научала.
- Ну, то-то, смотри же! чур, не выдавать меня.
- И, статимо ли дело! прощай же, дружочек.
- Ин прощай, моя любушка!
При всей своей простоте, Артем не вовсе был трус: он уважал и боялся названого своего отца, а впрочем, по слабоумию ли, по врожденной ли отваге, не мог себе составить понятия о страхах сверхъестественных. Может быть, и старик, воспитывая его в счастливом невежестве, старался удалять от него всякую мысль о колдунах, недобрых духах и обо всем тому подобном, чтобы не внушить ему каких-либо подозрений на свой счет и не заставить его замечать того, в чем нужно было от него таиться.
Наступила ночь. Артем, по обыкновению, лег рано в постелю, укутался с головою; но не спал и прислушивался, спит ли старик. С вечера было темно; старик ворочался в постели и бормотал что-то себе под нос; но когда взошел месяц, тогда Ермолай встал, оделся, взял с собою какую-то вещь из сундука, стоявшего у него в изголовье, и вышел из избы, не скрипнув дверью. Мигом Артем был тоже на ногах, накинул на себя балахон и вышел так же тихо. Притаясь в сенях, он выглядывал, куда пошел старик, и, видя, что он отправился к лесу, пустился вслед за ним, но так, чтобы всегда быть в тени... Так-то и самый простодушный человек имеет на свою долю некоторый участок природной тонкости и употребляет его в дело, когда нужно ему провести другого, кто его посильнее или похитрее. Но довольно о тонкости простаков: посмотрим, что-то делает наш Артем.
Лепясь вдоль забора, прокрадываясь позадь кустов и, в случае нужды, ползучи по траве как ящерица, успел он пробраться за стариком в самую чащу леса. Середь этой чащи лежала поляна, а середь поляны стоял осиновый пень, вышиною почти вполчеловека. К нему-то пошел старый колдун, и вот что видел Артем из своей засады, которою служили ему самые близкие к поляне кусты орешника.
Лучи месяца упадали на самый сруб осинового пня, и Артему казалось, что сруб этот белелся и светился как серебряный. Старик Ермолай трижды обошел тихо вокруг пня и при каждом обходе бормотал вполголоса такой заговор: "На море Океане на острове Буяне, на полой поляне, светит месяц на осинов пень: около того пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый. Месяц, месяц, золотые рожки! расплавь пули, притупи ножи, измочаль дубины, напусти страх на зверя и на человека, чтоб они серого волка не брали и теплой бы с него шкуры не драли". Ночь была так тиха, что Артем ясно слышал каждое слово. После этого заговора старый колдун стал лицом к месяцу и, воткнув в самую сердцевину пня небольшой ножик с медным черенком, перекинулся чрез него трижды таким образом, чтобы в третий раз упасть головою в ту сторону, откуда светил месяц. Едва кувырнулся он в третий раз, вдруг Артем видит: старика не стало, а наместо его очутился страшный серый волчище. Злой этот зверь поднял голову вверх, поглядел на месяц кровавыми своими глазами, обнюхал воздух во все четыре стороны, завыл грозным голосом и пустился бежать вон из лесу, так что скоро и след его простыл.
Во все это время Артем дрожал от страха как осиновый лист. Зубы его так часто и так крепко стучали одни о другие, что на них можно б было истолочь четверик гречневой крупы; а губы его, впервые может быть от рождения, сошлись вместе, сжались и посинели. По уходе оборотня он, однако ж, хотя и не скоро, оправился и ободрился. Простота, говорят, хуже воровства: это не всегда правда. Умный человек на месте нашего Артема бежал бы без оглядки из лесу и другу и недругу заказал бы подмечать за колдунами; а наш Артем сделал если не умнее, то смелее, как мы сейчас увидим. Он подошел к пню, призадумался, почесал буйную свою голову - и после давай обходить около пня и твердить то, что слышал перед сим от старого колдуна. Мало этого: он стал лицом к месяцу, трижды кувырнулся через ножик с медным черенком и за третьим разом, глядь - вот он стоит на четвереньках, рыло у него вытянулось вперед, балахон сделался длинною, пушистою шерстью, а задние полы выросли в мохнатый хвост, который тащился как метла. Дивясь такой скорой перемене своего подобья и платья, он попробовал молвить слово - и что же? вместо человечьего голоса завыл волком; попытался бежать - новое чудо! уже ноги его не цеплялись, как бывало прежде, друг за друга.
Новый оборотень не мог говорить, но не лишился способности рассуждать, то есть столько, сколько он обыкновенно рассуждал в человеческом своем виде. Мне, признаться, никогда не случалось слышать, чтобы оборотни в волчьей шкуре становились умнее прежнего. Вот наш Артем остановился и призадумался, как ему употребить в пользу и удовольствие новую свою личину? Тут ему пришла мысль, достойная того, в чьей голове она зародилась: он вспомнил, как часто молодые парни их селения над ним смеивались. "Давай-ка, - думал он, посмеюсь и я над ними: пойду утром в селение и стану бросаться на всякого... как же эти удальцы будут меня бояться! Однако ж прежде попытаюсь-ка выспаться: в этой шубе мне будет и тепло и мягко даже на сырой траве..." Вздумано - сделано: наш Артем, или оборотень, забрался снова в кусты орешника, лег и заснул крепким сном.
Долго ли спал он, не знаю наверное; только солнце было уже очень высоко, когда он пробудился. Он встряхнулся, посмотрел на себя, и новый его наряд при дневном свете так показался ему забавен, что смех его пронял: он хотел захохотать - но вместо хохота раздался такой пронзительный, отрывистый волчий вой, что бедный Артем сам его испугался. Потом, опомнясь и видя, что он пугается собственного смеха, он захохотал еще сильнее прежнего, и еще громче и пронзительнее раздался вой. Нечего делать: как ни смешно ему было, а поневоле должно было удерживаться, чтоб не оглушить самого себя. Тут он вспомнил о вчерашнем своем намерении - потешиться над своими сверстниками, молодыми сельскими парнями. Вот он и пошел к селению. Дорогою попадались ему крестьяне, ехавшие в поле на работу; каждый из них, завидя издали смелого, необыкновенной величины волка, никак не подозревал, чтоб это был простак Артем; все думали, что то был точно оборотень,- только отец его, старый колдун Ермолай. Оттого каждый крестился, закрывал себе глаза руками и говорил: чур меня! чур меня! Это еще и больше веселило простодушного Артема, еще больше поджигало его идти в селение; никогда, никто его столько не боялся, как теперь: какая радость! Да то ли еще будет в селении? как все всполошатся, крикнут: "Волк!" - станут его травить собаками, уськать, тюкать, соберутся на него с копьями и рогатинами, а он и ухом не будет вести: его ни дубина, ни железо, ни пуля не возьмет и собаки боятся... То-то потеха!
И в самом деле, все селение поднялось на серого забияку, Сперва встречные бежали от него, крестьянки поскорее заперли овец и коз своих в хлева, а сами запрятались в подушки: все знали, что то был не простой волк. Скоро, однако ж, нашлись удальцы, крикнули по селению, что один конец должен быть с старым колдуном, и повалили толпою: кто с дубиной, кто с топором, кто с засовом - обступили волка и давай нападать на него. Сначала он храбрился, бросался то на того, то на другого, щетинился, скалил зубы и щелкал ими; но наконец робость его одолела: он знал, что, в силу заговора, его не убьют и даже не наколотят ему боков; но могут ощипать на нем шерсть, оборвать хвост, и тогда - как он явится к строгому своему отцу в разодранном балахоне и с оторванными полами? Беда!
Правда, не нашлось еще смельчака, который бы вышел с ним переведаться: все уськали, кричали только издали, а ни один не подавался вперед. Собак же и вовсе не могли скликать; они разбрелись по конурам и носов не выказывали. Зато люди все стояли в кругу и прорваться сквозь них никак нельзя было. Еще новое горе бедному нашему оборотню: он ничего не ел от самого вечера и желудок его громко жаловался на пустоту. Как быть? и кто поручится, что отец его уже не в селении и не узнает о его проказах? Ахти! вот до чего доводит безрассудство! он и забыл посмотреть, каким образом отец его получит свой человеческий вид! Ну, придется горюну Артему умереть с голоду или исчахнуть с тоски-кручины в волчьей коже... Он задрожал всеми четырьмя ногами, упал, свернулся в комок и уключил голову промеж передних лап.
Крестьяне рассуждали, что им делать с оборотнем: зарыть ли его живого в яму или связать и представить в волостное правление? В это время слух о трусости оборотня разнесся уже по селению, и женщины отважились показаться на улице. Одна девушка пришла даже к кругу, составленному крестьянами около мнимого волка: эта смелая девушка была Акулина Тимофевна. Она тотчас смекнула дело, просила крестьян расступиться, вошла в круг и повела такую умную речь:
- Добрые люди! не дразните врага, когда он сам, как видно, оставляет слово на мир. Смертью оборотня вы добра себе немного сделаете, а худа не оберетесь; в судах же, я слыхала, так водится, что и оборотень с деньгами оправится почище всякого честного бедняка. Послушайтесь меня: разойдитесь с богом по домам, а этого оборотня я поведу к себе и ручаюсь вам, что вам же от того будет лучше.
Все крестьяне слушали в оба уха и дивились уму-разуму красной девицы. Никто из них не придумал умнее того, что она говорила: они послушались ее речей и расступились в разные стороны. Тут она выплела из косы своей цветную ленту и подошла к оборотню, который в это время потянулся и сам вытянул шею, как будто бы знал, что затевала девушка.
Акулина Тимофевна обвязала ему ленту вокруг шеи и повела его к себе в дом. По простоте и робости оборотня она тотчас отгадала, кто он таков. Введя его в пустую клеть, она накормила его, чем могла, и постлала ему в углу свежей соломы; потом начала его журить за безрассудную его неосторожность. Бедный Артем жалким и вместе смешным образом сморщил волчье свое рыло, слезы капали из мутно-красных его глаз, и он, верно бы, заревел как малый ребенок, если бы не побоялся завыть по-волчьи и снова взбудоражить всю деревню. Девушка заперла его замком в клети и оставила его отдыхать и горевать на свободе.
Вечером Акулина Тимофевна пошла к старику Ермолаю, кинулась ему в ноги, рассказала ему, что сама знала, и сняла всю вину на себя. Старый колдун уже знал обо всем, сердился на Артема и твердил: "Ништо ему, пусть-ка погуляет в волчьей коже!" Но просьбы и слезы печальной красавицы были так убедительны и красноречивы, что старик и сам почти от них растаял. Он заткнул за пояс известный уже нам ножик с медным черенком, взял жестяной фонарик под полу и пошел с девушкой. Вошедши в клеть, прежде всего порядком выдрал уши мнимому волку, который в это время делал такие кривлянья, каких ни зверю, ни человеку не удавалось никогда делать, и выл так звонко и пронзительно, что чуть не оглушил и старика, и девушку, и всю деревню. Вслед за сим наказанием колдун обошел трижды около оборотня и что-то шептал себе под нос; потом растянул его на все четыре лапы и колдовским своим ножиком прорезал у него кожу накрест, от затылка до хвоста и впоперек спины. Распоротый балахон упал на солому, и в тот же миг Артем вскочил на ноги, с открытым своим ртом, простодушным взглядом и очень, очень красными ушами. Отряхнувшись и потершись плечами о стену, он со всех ног повалился на землю перед нареченным своим отцом и, всхлипывая, кричал жалким голосом: "Виноват, батюшка! прости". Старик отечески потазал его снова, пожурил - да и простил.
Акулина Тимофевна очень полюбилась старому Ермолаю: он заметил в ней природный ум и расчел в мыслях, что лучше всего дать такую умную жену его приемышу, который, после его смерти, живучи с нею, по крайней мере не растратит того, что старому сребролюбцу досталось такою дорогою ценою - то есть накопленных им за грехи свои червончиков и рублевичков.
Короче: дня через три вся деревня пировала на свадьбе Артема Ермолаевича с Акулиной Тимофевной; и хотя все знали, что старик Ермолай злой колдун, но от пьяной его браги и сладкого меду немногие отказывались. Скоро после того Ермолай продал свою избу и поле и перешел вместе с молодыми, названым сыном и невесткою, в какую-то дальнюю деревню, где дотоле и слыхом про него не слыхали. Сказывают, что он провел остальные годы своей жизни честно и смирно, делал добро и помогал бедным, зато умер тихо и похоронен как добрый на кладбище с прочею усопшею братией. Сказывают также, что Артем, пожив несколько лет с умною и сметливою женою, сделался вполовину меньше прежнего прост и даже в степенных летах был выбран в сельские старосты. Каково он судил-рядил, не знаю; а только в деревне все в один голос трубили, что Акулина Тимофевна была челышко изо всех умных баб.
Эпилог
Многие той веры, что после всякой сказки, басни или побасенки должно непременно следовать нравоучение; что всякое повествование должно иметь нравственную цель и что все печатное должно служить для общества самым спасительным антидотом от пороков. Как вы думаете об этом, любезные .мои читатели, и какое нравоучение присудите мне прибрать к этой истинной или, по крайней мере, очень правдоподобной повести? Что до меня касается - я ничего не умел к ней придумать, кроме следующего наставления, что тот, у кого нет волчьей повадки, не должен наряжаться волком. Нравоучение близкое и ясное, и кажется - если, впрочем, самолюбие меня не обманывает,- оно ничем не хуже того, которое покойник Ломоносов, вечно-лирической памяти, прибрал к своей басне "Волк пастух":
Я басню всю коротким толком
Хочу вам, господа, сказать
Кто в свете сем родился волком,
Тому лисицей не бывать
Оборотень
Орест Михайлович Сомов
Оборотень
Народная сказка
"Это что за название?" - скажете или подумаете вы, любезные мои читатели (какому автору читатели не любезны!) И я, слыша или угадывая ваш вопрос, отвечаю что ж делать! виноват ли я, что неусыпные мои современники, романтические поэты в стихах и в прозе, разобрали уже по рукам все другие затейливые названия? Корсары, Пираты, Гяуры, Ренегаты и даже Вампиры попеременно, одни за другими, делали набеги на читающее поколение или при лунном свете закрадывались в будуары чувствительных красавиц Воображение мое так наполнено всеми этими живыми и мертвыми страшилищами, что я, кажется, и теперь слышу за плечами щелканье зубов Вампира или вижу, как "от могильного белка адского глаза Ренегатова отделяется кровавый зрачок". Напуганный сими ужасами, я и сам, хотя в шутку, вздумал было попугать вас,милостивые государи! Но как мне в удел не даны ни мрачное воображение лорда Байрона, ни живая кисть Вальтера Скотта, ни даже скрипучее перо г. д'Арленкура и ему подобных, и сама моя муза так своевольна, что часто смеется сквозь слезы и дрожа от страха; то я, повинуясь свойственной полу ее причудливости, пущу слепо мое воображение, куда она его поведет. Скажу только в оправдание моего заглавия, что я хотел вас подарить чем-то новым, небывалым; а русские оборотни, сколько помню, до сих пор еще не пугали добрых людей в книжном быту. Я мог бы вместо оборотня придумать что-нибудь другое или подменить его каким-либо лихим разбойником; но все другое новое, как я уже имел честь доложить вам, разобрано по рукам другими, а в книжных наших лавках залегли теперь такие большие шайки разбойников - не всегда клейменых (по крайней мере клеймом гения), но всегда печатных, - что если б мыши и моль не составили против них своей Santa Hermandad, то от них не было б житья порядочным людям.
Я думал написать это вступление в виде разговора кого-нибудь из моих приятелей с кем-нибудь из моих неприятелей, но побоялся, что меня тотчас уличат в подражании; а признаюсь, мне не хотелось бы прослыть подражателем... Свое, господа мои сподвижники на поприще бумаги и перьев, станем творить свое! Я хочу вам подать похвальный пример и для того вывожу напоказ небывалого русского оборотня.
В одном селении... Вы, добрые мои читатели, верно, не спросите, как называется это селение, в какой губернии и в каком уезде лежит оно. Удовольствуйтесь же тем, что я вам буду рассказывать, и не требуйте от меня лишнего.
Итак, дослушайте ж...
В одном селении жил-был старик по имени Ермолай. Все знали, что он умывается росою, собирает разные травы, ходя, беспрестанно что-то шепчет себе в длинные, седые усы, спит с открытыми глазами и пр. и пр. Чего же больше? он колдун, и злой колдун: так о нем толковало все селение. Надобно сказать, что селение было раскинуто по опушке большого, дремучего леса, а изба ермолаева была на самом выезде и почти в лесу. Ермолай сроду не был женат, но лет за пятнадцать до того времени, в которое мы с ним знакомимся, взял он к себе приемыша, сироту, которого все сельские крестьяне называли прежде бобылем Артюшей; а теперь, из уважения ли к колдуну, или по росту и дородству самого детины, стали величать Артемом Ермолаевичем: подлинного его отца никто не знал или не помнил, а и того больше никто о нем не заботился.
Артем был видный детина: высок, толст, бел и румян, ну, словом, кровь с молоком. И то сказать, мудрено ли было колдуну вскормить и выхолить своего приемыша? Крестьяне были той веры, что колдун отпоил Артема молоком летучих мышей, что по ночам кикиморы чесали ему буйную голову, а нашептанный мартовский снег, которым старик умывал его, придавал его лицу белизну и румянец. Одного добрые крестьяне не могли добиться: каким образом старый Ермолай, так сказать, переродя Артема из тощего, бледного мальчишки в дородного и румяного парня, не научил его уму-разуму? ибо Артюша был прост, очень прост: молвит, бывало, что с дуба сорвет, до сотни не сочтет без ошибки и не всегда, бывало, впопад ответит, когда у него спросят, которая у него правая рука и которая левая. Он так нехитро смотрел большими своими серыми глазами, так простодушно развешивал губы и так смешно переплетал ногами, когда случалось ему бежать, что сельские девушки подсмеивали его исподтишка и шепотом говаривали про него: "Красен как маков цвет, а глуп как горелый пень". В селении прозвали его вислогубым красиком, и все это не вслух, а тайком от колдуна, потому что все боялись обидеть его в лице его приемыша.
И то, однако ж, многие начали смекать, что злой старик догадывается о насмешках поселян над его нареченным сыном. В селении вдруг начал пропадать мелкий рогатый скот: у того из поселян-не явится пары овец, у другого трех или четырех коз, у третьего пропадут все ягнята. Пастухи не раз видали, как из лесу вдруг выбежит большой-пребольшой волк, схватит одну или пару овец, стиснет им горло зубами, взбросит их к себе на спину - и был таков: мигом умчит их к лесу. Сколько ни кричи, ни тюкай - он и ухом не ведет; сколько ни трави собаками: они поплетутся прочь, поджав хвосты, и робко озираются назад. Крестьяне тотчас взяли догадку, что это не простой волк, а оборотень; вслед же за этою догадкой пришла к ним и другая: что этот оборотень не иной кто, как сам Ермолай Парфентьевич.
Делать было нечего. Все боялись колдуна, хотя, сказать правду, до сих пор он не делал еще никакого зла селению; но все-таки он был колдун. Жаловаться на него - у кого найдешь расправу, когда и сам священник отрекался заклясть его? Самим его доконать - грешно, хоть он и колдун; притом же эти дела так пахнут торговой казнью и ссылкой, что у всякого невольно руки опустятся. Да и кто знает, что после смерти не станет он приходить из могилы мертвецом и душить уже не овец, а людей, которые озлобили бы его преждевременным отправлением на тот свет? Как ни раскладывали крестьяне умом, сколько ни толковали на мирской сходке, э, все дело не клеилось. Пришлось им стать в тупик, горевать, здкуся губы, да молиться святым угодникам за себя и за стада свои.
В селении том жила красная девушка, Акулина Тимофеевна. Лицо у нее было, что наливное яблочко, очи соколиные, брови соболиные - словом, она уродилась со всеми достоинствами и приманками красавиц, о которых перешли к нам достоверные предания в старинных русских песнях и сказках. Одна она никогда не смеялась над простаком Артюшей, а напротив того еще заступалась за него между своими подругами и уверяла их, что он детина хоть куда. Лукавая девушка смекнула, что старик Ермолай очень богат и очень стар, что жить ему на свете оставалось недолго и что после него единственным наследником его имения должен быть Артем Ермолаевич. Она так умильно поглядывала на Артема, так ласково говорила ему, встречаясь: "Здравствуй, добрый молодец!", что Артем, как ни был прост, а все заметил ее приветливость. Часто он, избочась и выступая гоголем, подходил к ней и заводил с нею речи - грех сказать: умные, а такие, которые, видно, нравились красавице и на которые она охотно отвечала. Короче: Акулина Тимофеевна скоро заслужила всю доверенность нелюдима Артюши: он еще чаще стал подходить к ней, облизываясь и с глупым смехом выкрикивая: "Здорово, Акуля", отвешивал ей дружеский удар тяжелою своею ладонью по белому круглому плечу и таял пред нею... Да, таял, в полном смысле слова, потому что щеки его делались еще краснее, глаза еще мутнее и глупее, а багровые губы никак уже не сходились между собою и становились час от часу толще, час от часу влажнее, как вишня, размокшая в вине. Девушка стала уже не шутя подумывать, как бы ей пристроиться: то есть, с помощью обручального кольца да честного венца, прибрать к рукам и Артема и будущие его пожитки.
К ней-то, наконец, смышленые крестьяне обратились с просьбою помочь их горю. "Ты-де, Акулина Тимофевна, в селе у нас умный человек; а нам вестимо, что благоприятель твой Артем Ермолаевич с неба звезд не хватает, хоть и слывет сыном такого человека, у которого в седой бороде много художества. Порадей нам, а мы тебе за то чем по силам поклонимся. Одной только милости у тебя и просим: как бы досконально проведать, подлинной ли то волк душит наших овец или это - не в нашу меру будь сказано - Ермолай Парфентьевич оборотнем над нами потешается?" Акулина Тимофеевна молчала несколько времени, покачивая в раздумье головушкой: с одной стороны, боялась она прогневить колдуна, который знал всю подноготную; с другой стороны, манили ее подарки... а кто к подаркам не лаком? Спросите у стряпчих, спросите у судей, спросите у того и другого (не хочу называть всех поименно): всякий если не словами, так взглядом припомнит вам старую пословицу: кто богу не грешен, царю не виноват! И Акулина Тимофевна была в этом смысле ежели не закоснелою грешницей, то, по крайней мере, не совсем чиста совестью. Она подумала-подумала - и дала крестьянам обещание похлопотать об их деле.
На другой день, встретясь с Артемом, больше прежнего была она с ним приветлива и ласкова, и больше прежнего таял бедный Артем: щеки его так и пылали, губы так и пухли. Умильно потрепав его по щеке полненькими своими пальчиками, плутовка сказала ему:
- Артюша, светик мой! молвила бы я тебе словцо, да боюсь: старик твой нас подметит. Где он теперь?
- А кто его весть! Бродит себе по лесу словно леший, да, тово-вона, чай дерет лыка на зиму.
- Скажи, пожалуйста: ты ничего за ним не примечаешь?
- Вот-те бог, ничего.
- А люди и невесть что трубят про него: что будто бы он колдун, что бегает оборотнем по лесу да изводит овец в околотке.
- Полно, моя ненаглядная: инда мне жутко от твоих речей.
- Послушай меня, сокол мой ясный: ведь тебя не убудет, когда ты присмотришь за ним да скажешь мне после, правда ли, нет ли вся та молва, которая идет о нем по селу. Старик тебя любит, так на тебя и не вскинется.
- Не убудет меня? да что же мне прибудет?
- А то, что я еще больше стану любить тебя, выйду за тебя замуж и тогда заживем припеваючи.
- Ой ли? да что же мне делать-то?
- А вот что: не поспи ты ночь да примечай, что старый твой станет кудесить. Куда он, туда и ты за ним; притаись где-нибудь в углу или за кустом и все высматривай. После расскажешь мне, что увидишь.
- Ахти! страшно! Да еще и ночью. А когда же спать-то буду?
- Выспишься после. Зато уж как женою твоею буду, ты, мой голубчик, будешь спать вволю. Тебя не пошлют тогда ни дрова рубить, ни воду таскать: все я за тебя; а ты себе, пожалуй, поваливайся на печи да покушивай готовое.
- Ладно! будь по-твоему: стану приглядывать за моим стариком. Да скажи, он мне бока-то не отлощит?
- Не бойся ничего: он не узнает; а какова не мера, так я сама принесу ему повинную и скажу, что тебя научала.
- Ну, то-то, смотри же! чур, не выдавать меня.
- И, статимо ли дело! прощай же, дружочек.
- Ин прощай, моя любушка!
При всей своей простоте, Артем не вовсе был трус: он уважал и боялся названого своего отца, а впрочем, по слабоумию ли, по врожденной ли отваге, не мог себе составить понятия о страхах сверхъестественных. Может быть, и старик, воспитывая его в счастливом невежестве, старался удалять от него всякую мысль о колдунах, недобрых духах и обо всем тому подобном, чтобы не внушить ему каких-либо подозрений на свой счет и не заставить его замечать того, в чем нужно было от него таиться.
Наступила ночь. Артем, по обыкновению, лег рано в постелю, укутался с головою; но не спал и прислушивался, спит ли старик. С вечера было темно; старик ворочался в постели и бормотал что-то себе под нос; но когда взошел месяц, тогда Ермолай встал, оделся, взял с собою какую-то вещь из сундука, стоявшего у него в изголовье, и вышел из избы, не скрипнув дверью. Мигом Артем был тоже на ногах, накинул на себя балахон и вышел так же тихо. Притаясь в сенях, он выглядывал, куда пошел старик, и, видя, что он отправился к лесу, пустился вслед за ним, но так, чтобы всегда быть в тени... Так-то и самый простодушный человек имеет на свою долю некоторый участок природной тонкости и употребляет его в дело, когда нужно ему провести другого, кто его посильнее или похитрее. Но довольно о тонкости простаков: посмотрим, что-то делает наш Артем.
Лепясь вдоль забора, прокрадываясь позадь кустов и, в случае нужды, ползучи по траве как ящерица, успел он пробраться за стариком в самую чащу леса. Середь этой чащи лежала поляна, а середь поляны стоял осиновый пень, вышиною почти вполчеловека. К нему-то пошел старый колдун, и вот что видел Артем из своей засады, которою служили ему самые близкие к поляне кусты орешника.
Лучи месяца упадали на самый сруб осинового пня, и Артему казалось, что сруб этот белелся и светился как серебряный. Старик Ермолай трижды обошел тихо вокруг пня и при каждом обходе бормотал вполголоса такой заговор: "На море Океане на острове Буяне, на полой поляне, светит месяц на осинов пень: около того пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый. Месяц, месяц, золотые рожки! расплавь пули, притупи ножи, измочаль дубины, напусти страх на зверя и на человека, чтоб они серого волка не брали и теплой бы с него шкуры не драли". Ночь была так тиха, что Артем ясно слышал каждое слово. После этого заговора старый колдун стал лицом к месяцу и, воткнув в самую сердцевину пня небольшой ножик с медным черенком, перекинулся чрез него трижды таким образом, чтобы в третий раз упасть головою в ту сторону, откуда светил месяц. Едва кувырнулся он в третий раз, вдруг Артем видит: старика не стало, а наместо его очутился страшный серый волчище. Злой этот зверь поднял голову вверх, поглядел на месяц кровавыми своими глазами, обнюхал воздух во все четыре стороны, завыл грозным голосом и пустился бежать вон из лесу, так что скоро и след его простыл.
Во все это время Артем дрожал от страха как осиновый лист. Зубы его так часто и так крепко стучали одни о другие, что на них можно б было истолочь четверик гречневой крупы; а губы его, впервые может быть от рождения, сошлись вместе, сжались и посинели. По уходе оборотня он, однако ж, хотя и не скоро, оправился и ободрился. Простота, говорят, хуже воровства: это не всегда правда. Умный человек на месте нашего Артема бежал бы без оглядки из лесу и другу и недругу заказал бы подмечать за колдунами; а наш Артем сделал если не умнее, то смелее, как мы сейчас увидим. Он подошел к пню, призадумался, почесал буйную свою голову - и после давай обходить около пня и твердить то, что слышал перед сим от старого колдуна. Мало этого: он стал лицом к месяцу, трижды кувырнулся через ножик с медным черенком и за третьим разом, глядь - вот он стоит на четвереньках, рыло у него вытянулось вперед, балахон сделался длинною, пушистою шерстью, а задние полы выросли в мохнатый хвост, который тащился как метла. Дивясь такой скорой перемене своего подобья и платья, он попробовал молвить слово - и что же? вместо человечьего голоса завыл волком; попытался бежать - новое чудо! уже ноги его не цеплялись, как бывало прежде, друг за друга.
Новый оборотень не мог говорить, но не лишился способности рассуждать, то есть столько, сколько он обыкновенно рассуждал в человеческом своем виде. Мне, признаться, никогда не случалось слышать, чтобы оборотни в волчьей шкуре становились умнее прежнего. Вот наш Артем остановился и призадумался, как ему употребить в пользу и удовольствие новую свою личину? Тут ему пришла мысль, достойная того, в чьей голове она зародилась: он вспомнил, как часто молодые парни их селения над ним смеивались. "Давай-ка, - думал он, посмеюсь и я над ними: пойду утром в селение и стану бросаться на всякого... как же эти удальцы будут меня бояться! Однако ж прежде попытаюсь-ка выспаться: в этой шубе мне будет и тепло и мягко даже на сырой траве..." Вздумано - сделано: наш Артем, или оборотень, забрался снова в кусты орешника, лег и заснул крепким сном.
Долго ли спал он, не знаю наверное; только солнце было уже очень высоко, когда он пробудился. Он встряхнулся, посмотрел на себя, и новый его наряд при дневном свете так показался ему забавен, что смех его пронял: он хотел захохотать - но вместо хохота раздался такой пронзительный, отрывистый волчий вой, что бедный Артем сам его испугался. Потом, опомнясь и видя, что он пугается собственного смеха, он захохотал еще сильнее прежнего, и еще громче и пронзительнее раздался вой. Нечего делать: как ни смешно ему было, а поневоле должно было удерживаться, чтоб не оглушить самого себя. Тут он вспомнил о вчерашнем своем намерении - потешиться над своими сверстниками, молодыми сельскими парнями. Вот он и пошел к селению. Дорогою попадались ему крестьяне, ехавшие в поле на работу; каждый из них, завидя издали смелого, необыкновенной величины волка, никак не подозревал, чтоб это был простак Артем; все думали, что то был точно оборотень,- только отец его, старый колдун Ермолай. Оттого каждый крестился, закрывал себе глаза руками и говорил: чур меня! чур меня! Это еще и больше веселило простодушного Артема, еще больше поджигало его идти в селение; никогда, никто его столько не боялся, как теперь: какая радость! Да то ли еще будет в селении? как все всполошатся, крикнут: "Волк!" - станут его травить собаками, уськать, тюкать, соберутся на него с копьями и рогатинами, а он и ухом не будет вести: его ни дубина, ни железо, ни пуля не возьмет и собаки боятся... То-то потеха!
И в самом деле, все селение поднялось на серого забияку, Сперва встречные бежали от него, крестьянки поскорее заперли овец и коз своих в хлева, а сами запрятались в подушки: все знали, что то был не простой волк. Скоро, однако ж, нашлись удальцы, крикнули по селению, что один конец должен быть с старым колдуном, и повалили толпою: кто с дубиной, кто с топором, кто с засовом - обступили волка и давай нападать на него. Сначала он храбрился, бросался то на того, то на другого, щетинился, скалил зубы и щелкал ими; но наконец робость его одолела: он знал, что, в силу заговора, его не убьют и даже не наколотят ему боков; но могут ощипать на нем шерсть, оборвать хвост, и тогда - как он явится к строгому своему отцу в разодранном балахоне и с оторванными полами? Беда!
Правда, не нашлось еще смельчака, который бы вышел с ним переведаться: все уськали, кричали только издали, а ни один не подавался вперед. Собак же и вовсе не могли скликать; они разбрелись по конурам и носов не выказывали. Зато люди все стояли в кругу и прорваться сквозь них никак нельзя было. Еще новое горе бедному нашему оборотню: он ничего не ел от самого вечера и желудок его громко жаловался на пустоту. Как быть? и кто поручится, что отец его уже не в селении и не узнает о его проказах? Ахти! вот до чего доводит безрассудство! он и забыл посмотреть, каким образом отец его получит свой человеческий вид! Ну, придется горюну Артему умереть с голоду или исчахнуть с тоски-кручины в волчьей коже... Он задрожал всеми четырьмя ногами, упал, свернулся в комок и уключил голову промеж передних лап.
Крестьяне рассуждали, что им делать с оборотнем: зарыть ли его живого в яму или связать и представить в волостное правление? В это время слух о трусости оборотня разнесся уже по селению, и женщины отважились показаться на улице. Одна девушка пришла даже к кругу, составленному крестьянами около мнимого волка: эта смелая девушка была Акулина Тимофевна. Она тотчас смекнула дело, просила крестьян расступиться, вошла в круг и повела такую умную речь:
- Добрые люди! не дразните врага, когда он сам, как видно, оставляет слово на мир. Смертью оборотня вы добра себе немного сделаете, а худа не оберетесь; в судах же, я слыхала, так водится, что и оборотень с деньгами оправится почище всякого честного бедняка. Послушайтесь меня: разойдитесь с богом по домам, а этого оборотня я поведу к себе и ручаюсь вам, что вам же от того будет лучше.
Все крестьяне слушали в оба уха и дивились уму-разуму красной девицы. Никто из них не придумал умнее того, что она говорила: они послушались ее речей и расступились в разные стороны. Тут она выплела из косы своей цветную ленту и подошла к оборотню, который в это время потянулся и сам вытянул шею, как будто бы знал, что затевала девушка.
Акулина Тимофевна обвязала ему ленту вокруг шеи и повела его к себе в дом. По простоте и робости оборотня она тотчас отгадала, кто он таков. Введя его в пустую клеть, она накормила его, чем могла, и постлала ему в углу свежей соломы; потом начала его журить за безрассудную его неосторожность. Бедный Артем жалким и вместе смешным образом сморщил волчье свое рыло, слезы капали из мутно-красных его глаз, и он, верно бы, заревел как малый ребенок, если бы не побоялся завыть по-волчьи и снова взбудоражить всю деревню. Девушка заперла его замком в клети и оставила его отдыхать и горевать на свободе.
Вечером Акулина Тимофевна пошла к старику Ермолаю, кинулась ему в ноги, рассказала ему, что сама знала, и сняла всю вину на себя. Старый колдун уже знал обо всем, сердился на Артема и твердил: "Ништо ему, пусть-ка погуляет в волчьей коже!" Но просьбы и слезы печальной красавицы были так убедительны и красноречивы, что старик и сам почти от них растаял. Он заткнул за пояс известный уже нам ножик с медным черенком, взял жестяной фонарик под полу и пошел с девушкой. Вошедши в клеть, прежде всего порядком выдрал уши мнимому волку, который в это время делал такие кривлянья, каких ни зверю, ни человеку не удавалось никогда делать, и выл так звонко и пронзительно, что чуть не оглушил и старика, и девушку, и всю деревню. Вслед за сим наказанием колдун обошел трижды около оборотня и что-то шептал себе под нос; потом растянул его на все четыре лапы и колдовским своим ножиком прорезал у него кожу накрест, от затылка до хвоста и впоперек спины. Распоротый балахон упал на солому, и в тот же миг Артем вскочил на ноги, с открытым своим ртом, простодушным взглядом и очень, очень красными ушами. Отряхнувшись и потершись плечами о стену, он со всех ног повалился на землю перед нареченным своим отцом и, всхлипывая, кричал жалким голосом: "Виноват, батюшка! прости". Старик отечески потазал его снова, пожурил - да и простил.
Акулина Тимофевна очень полюбилась старому Ермолаю: он заметил в ней природный ум и расчел в мыслях, что лучше всего дать такую умную жену его приемышу, который, после его смерти, живучи с нею, по крайней мере не растратит того, что старому сребролюбцу досталось такою дорогою ценою - то есть накопленных им за грехи свои червончиков и рублевичков.
Короче: дня через три вся деревня пировала на свадьбе Артема Ермолаевича с Акулиной Тимофевной; и хотя все знали, что старик Ермолай злой колдун, но от пьяной его браги и сладкого меду немногие отказывались. Скоро после того Ермолай продал свою избу и поле и перешел вместе с молодыми, названым сыном и невесткою, в какую-то дальнюю деревню, где дотоле и слыхом про него не слыхали. Сказывают, что он провел остальные годы своей жизни честно и смирно, делал добро и помогал бедным, зато умер тихо и похоронен как добрый на кладбище с прочею усопшею братией. Сказывают также, что Артем, пожив несколько лет с умною и сметливою женою, сделался вполовину меньше прежнего прост и даже в степенных летах был выбран в сельские старосты. Каково он судил-рядил, не знаю; а только в деревне все в один голос трубили, что Акулина Тимофевна была челышко изо всех умных баб.
Эпилог
Многие той веры, что после всякой сказки, басни или побасенки должно непременно следовать нравоучение; что всякое повествование должно иметь нравственную цель и что все печатное должно служить для общества самым спасительным антидотом от пороков. Как вы думаете об этом, любезные .мои читатели, и какое нравоучение присудите мне прибрать к этой истинной или, по крайней мере, очень правдоподобной повести? Что до меня касается - я ничего не умел к ней придумать, кроме следующего наставления, что тот, у кого нет волчьей повадки, не должен наряжаться волком. Нравоучение близкое и ясное, и кажется - если, впрочем, самолюбие меня не обманывает,- оно ничем не хуже того, которое покойник Ломоносов, вечно-лирической памяти, прибрал к своей басне "Волк пастух":
Я басню всю коротким толком
Хочу вам, господа, сказать
Кто в свете сем родился волком,
Тому лисицей не бывать
Показать спойлер
Показать спойлер
некоторые нашли, только пока по продуктовым
над прививанием любви к многочасовым походам в ювелирные и одежные магазины проводится работа
над прививанием любви к многочасовым походам в ювелирные и одежные магазины проводится работа
так ТС на матерев кидаецо) Это им, матерям, ннннада пироги печь и вышивать... Плодить от 3-х до 5 детей... И работать никак не больше чем на пол ставки - на коммуналку и хлеб. А летом - на дачу, ростить морковь и картофель, с тем чтоб экономнее было и дети видели откуда растет, как и зачем.. А равно приучались к труду... И ощущали себя "значимыми членами семьи вносящими свою лепту, а значит и имеющими минимальное право голоса", а не просто "объектами инвестирования, которым следует курсировать от одного кружка к другому)
Топот_котов
guru
Пенсия - самое время заниматься эмоциональной вовлеченностью с внуками-дошкольниками: свободного времени - вагон, особая квалификация не требуется, поэтому стоит делегировать этот вид деятельности бабушкам и дедушкам. Зато потом, что бы сохранить авторитет у детей-подростков и образование и жизненные достижения еще ой как родителям пригодятся.
Баристер
забанен
Ннннууу, главное, чтоб желание было) Мне сын уже сказал, что вырастет, женицо, детей наплодит и мне сдаст.... Я иму сказал - пусть себе заберет... Ибо ежели надумает плодиться - так для себя... Мне его отпрыски ни к чему.
VikaRi
Сюрдерелла
Пенсия - самое время заниматься эмоциональной вовлеченностью с внуками-дошкольниками: свободного времени - вагон, особая квалификация не требуется, поэтому стоит делегировать этот вид деятельности бабушкам и дедушкам.Только молодым бабушкам и дедушкам. Коих скоро не останется, ибо рожает большинство ближе к тридцатнику. Моя мама в свои 60 может побыть с внуком не более трех часов - она не может активно играть, не может гулять, не может поднимать, не может наклоняться - здоровья нет. Вторая бабушка примерно так же. Один из двух дедов у нас уже умер. Получается, из четверки дедов и бабок лишь один дед может полноценно пообщаться с внуком. Нынешние пары, кто родил в 30 и позже - ваши дети сделают точно так же и вряд ли вы после 60 лет сможете стать активными помощниками...
Дети умнее взрослых. Так, что ты за ребенка не переживай. Он живет смыслами и если ты не лукавишь, то он все равно считает твою истинную парадигму даже при условии регулярных походов по магазинам на уик эндДа на самом деле не факт. Чтобы что-то там считать, нужно хоть какое-то время побыть рядом, причем чтобы родитель как-то проявил себя, а не тупо ел и смотрел телевизор. Детям нужно внимание взрослых, поддержка папы и мамы. Иначе все родительство сведется к донорству спермы и яйцеклетки.