12 июня
Утром было движение по дороге главным образом в обратную сторону – от моста через брод в сторону горной долины. Проехали несколько подростков с небольшим табуном лошадей, пара легковых машин с сидящими в них алтайцами.
С той стороны реки подъехал УАЗик с тремя мужиками. Один алтаец и двое русских, что-то вроде патруля лесной охраны. Одежда – энцефалитные костюмы, смотрятся как униформа, на поясах ножи висят, серьёзные такие кинжалы. Алтаец был у них за начальника. Высокого роста, толстый, немолодой и шумно-разговорчивый. Попугал меня, что сейчас оштрафует за разведение костра в неположенном месте, якобы здесь до меня кострища не было. Я стал бурно возражать, что кострище было, и что кроме кострища была куча мусора, который я сжёг. (И это – правда, хотя возможно, несколько преувеличенная мной.) На это алтаец-начальник ответил: «Ты – хитрый, и говоришь много. Наверное ты – еврей!» Однако к теме, чтобы меня оштрафовать, больше не возвращался. Они ещё постояли здесь. Алтаец-начальник продолжал шумно разговаривать со мной, и вообще говорил всякую фигню, которая ему в голову придёт. Из этой фигни, озвученной этим человеком, сейчас вспоминается, что «В правительстве засели одни евреи, и поэтому в стране бардак и людям жизни нет.»
Тем временем в сторону гор проехало ещё несколько легковушек. «Алтайцы из Тюдралы поехали в горы праздник отмечать. Сейчас водки напьются, вечером пьяные все будут.» –кто так сказал, не помню, кажется всё тот же алтаец-начальник. Один из русских с ножом на поясе тоже принимал участие в разговоре. А второй русский – водитель, машину помыл.
Они поехали дальше по своим делам. Я завязал уложенный во время разговора рюкзак и пошёл на трассу.
Навстречу – 9-ка. Останавливается, водитель что-то спросить хочет, в машине – русская семья. Они из Алтайского края, из какого-то города рядом со Славгородом. Семья – три человека, начинающие автотуристы. Мужчина лет 30-ти. Неспортивная фигура, лишний вес. И живой интерес ко всему вокруг. Подумалось, что этот человек проводит бОльшую часть своего времени среди компьютеров где-нибудь в городской администрации, или в редакции газеты и засиживается на работе допоздна. Женщина – из тех умных женщин, которые всё понимают и знают, когда надо говорить, а когда – молчать, и которые в 40 лет становятся красивее, чем были в юности. Впрочем, до этого возраста этой женщине ещё далеко. И девочка лет 10-ти, маленький симпатичный застенчивый пассажир.
В Республику Алтай они выбрались впервые. В прошлый раз ездили в Чарышский район. Глава семьи активно пользуется Интернетом. Перед поездками узнаёт из Сети информацию о местах и о дорогах. Они, как и я заехали в Республику Алтай со стороны Солонешного вдоль Ануя. Только через Бащелакский хребет, как я, не переваливали. Ночевали в районе Усть-Кумира. А сейчас искали местечко для дневной стоянки.
Женщины в разговоре не участвовали, а мужчина был очень разговорчив. Но это – совсем другая разговорчивость, не такая, как у недавнего алтайца-начальника. Точнее, это даже и не разговорчивость. Человек переполнен впечатлениями. Слов естественно, не хватает, а высказаться уже просто необходимо. Сначала я разговаривал, не снимая рюкзака. Но разговор никак не мог закончиться. Не помню в какой момент, он вышел из машины. Наконец, дело дошло до того, что понадобился мой атлас. Дальше разговор продолжался со снятым рюкзаком.
Рассказал им, что скоро будет чистая речка, приток Чарыша. Переехать её на 9-ке – не проблема, своими глазами видел, как алтайцы переезжали, и именно поэтому ехать туда, через реку ближе к горам не стоит. День сегодня праздничный, и алтайцы эти 100 % будут пьяные. Поделился своим опытом, как лучше вести себя при встрече с алтайцами. Что во-первых, не надо пить с ними алкоголь, и вообще, держаться подальше от пьяных алтайцев. Если сидите у костра, и к вам подходят, то самое лучшее – чтобы мужчина встал, поздоровался и сказал, как его самого зовут. По крайней мере, я всегда так делаю и контакт устанавливается легко. Что слово «здорОво» для алтайцев – общепринятое приветствие, а не фамильярность и не грубость. И вообще, интонация разговора может показаться резковатой, но это – просто у них такое произношение.
Они решили остановиться на месте моей ночёвки, когда узнали , что там остались сухие дрова и ещё тёплое кострище.
Я всегда радуюсь, когда встречаю таких вот начинающих туристов, которые многое увидели и испытали в первый раз и на их лице написан восторг. Наверное, и моя бородатая морда и мой посох тоже останутся в памяти у них в ряду впечатлений этого их путешествия. Я тогда ещё в самом начале разговора так подумал, и эта мысль была забавна и приятна.
И ещё, такое невысказанное вслух пожелание, чтобы люди, начинающие как автомобильно-матрасные путешественники, постепенно приобщались к активному туризму.
Утром было движение по дороге главным образом в обратную сторону – от моста через брод в сторону горной долины. Проехали несколько подростков с небольшим табуном лошадей, пара легковых машин с сидящими в них алтайцами.
С той стороны реки подъехал УАЗик с тремя мужиками. Один алтаец и двое русских, что-то вроде патруля лесной охраны. Одежда – энцефалитные костюмы, смотрятся как униформа, на поясах ножи висят, серьёзные такие кинжалы. Алтаец был у них за начальника. Высокого роста, толстый, немолодой и шумно-разговорчивый. Попугал меня, что сейчас оштрафует за разведение костра в неположенном месте, якобы здесь до меня кострища не было. Я стал бурно возражать, что кострище было, и что кроме кострища была куча мусора, который я сжёг. (И это – правда, хотя возможно, несколько преувеличенная мной.) На это алтаец-начальник ответил: «Ты – хитрый, и говоришь много. Наверное ты – еврей!» Однако к теме, чтобы меня оштрафовать, больше не возвращался. Они ещё постояли здесь. Алтаец-начальник продолжал шумно разговаривать со мной, и вообще говорил всякую фигню, которая ему в голову придёт. Из этой фигни, озвученной этим человеком, сейчас вспоминается, что «В правительстве засели одни евреи, и поэтому в стране бардак и людям жизни нет.»
Тем временем в сторону гор проехало ещё несколько легковушек. «Алтайцы из Тюдралы поехали в горы праздник отмечать. Сейчас водки напьются, вечером пьяные все будут.» –кто так сказал, не помню, кажется всё тот же алтаец-начальник. Один из русских с ножом на поясе тоже принимал участие в разговоре. А второй русский – водитель, машину помыл.
Они поехали дальше по своим делам. Я завязал уложенный во время разговора рюкзак и пошёл на трассу.
Навстречу – 9-ка. Останавливается, водитель что-то спросить хочет, в машине – русская семья. Они из Алтайского края, из какого-то города рядом со Славгородом. Семья – три человека, начинающие автотуристы. Мужчина лет 30-ти. Неспортивная фигура, лишний вес. И живой интерес ко всему вокруг. Подумалось, что этот человек проводит бОльшую часть своего времени среди компьютеров где-нибудь в городской администрации, или в редакции газеты и засиживается на работе допоздна. Женщина – из тех умных женщин, которые всё понимают и знают, когда надо говорить, а когда – молчать, и которые в 40 лет становятся красивее, чем были в юности. Впрочем, до этого возраста этой женщине ещё далеко. И девочка лет 10-ти, маленький симпатичный застенчивый пассажир.
В Республику Алтай они выбрались впервые. В прошлый раз ездили в Чарышский район. Глава семьи активно пользуется Интернетом. Перед поездками узнаёт из Сети информацию о местах и о дорогах. Они, как и я заехали в Республику Алтай со стороны Солонешного вдоль Ануя. Только через Бащелакский хребет, как я, не переваливали. Ночевали в районе Усть-Кумира. А сейчас искали местечко для дневной стоянки.
Женщины в разговоре не участвовали, а мужчина был очень разговорчив. Но это – совсем другая разговорчивость, не такая, как у недавнего алтайца-начальника. Точнее, это даже и не разговорчивость. Человек переполнен впечатлениями. Слов естественно, не хватает, а высказаться уже просто необходимо. Сначала я разговаривал, не снимая рюкзака. Но разговор никак не мог закончиться. Не помню в какой момент, он вышел из машины. Наконец, дело дошло до того, что понадобился мой атлас. Дальше разговор продолжался со снятым рюкзаком.
Рассказал им, что скоро будет чистая речка, приток Чарыша. Переехать её на 9-ке – не проблема, своими глазами видел, как алтайцы переезжали, и именно поэтому ехать туда, через реку ближе к горам не стоит. День сегодня праздничный, и алтайцы эти 100 % будут пьяные. Поделился своим опытом, как лучше вести себя при встрече с алтайцами. Что во-первых, не надо пить с ними алкоголь, и вообще, держаться подальше от пьяных алтайцев. Если сидите у костра, и к вам подходят, то самое лучшее – чтобы мужчина встал, поздоровался и сказал, как его самого зовут. По крайней мере, я всегда так делаю и контакт устанавливается легко. Что слово «здорОво» для алтайцев – общепринятое приветствие, а не фамильярность и не грубость. И вообще, интонация разговора может показаться резковатой, но это – просто у них такое произношение.
Они решили остановиться на месте моей ночёвки, когда узнали , что там остались сухие дрова и ещё тёплое кострище.
Я всегда радуюсь, когда встречаю таких вот начинающих туристов, которые многое увидели и испытали в первый раз и на их лице написан восторг. Наверное, и моя бородатая морда и мой посох тоже останутся в памяти у них в ряду впечатлений этого их путешествия. Я тогда ещё в самом начале разговора так подумал, и эта мысль была забавна и приятна.
И ещё, такое невысказанное вслух пожелание, чтобы люди, начинающие как автомобильно-матрасные путешественники, постепенно приобщались к активному туризму.
Потом был обычный автостоп до деревни Коргон. Сперва несколько километров пешком до удобной позиции, где с одной стороны – меня хорошо будет видно издалека, с другой стороны – мне будет не скучно сидеть, есть на чём глазу остановиться. Потом меня вёз русский парень на видавшей виды 6-ке, у которой в багажнике лежал мешок муки. Парень живёт в Барнауле, а сейчас приехал в Коргон к матери на выходные.
Переехали по мосту реку Кумир, левый приток Чарыша. Хотя, я бы Чарыш назвал правым притоком Кумира: Кумир раза в 2-3 больше. И вода в Кумире – чистейшая. А потом, ниже ещё река Коргон впадает, тоже абсолютно чистая и по количеству воды заметно помощнее Кумира. После этого Чарыш приобретает тот самый вид мощной чистой горной реки, который поразил меня в Чарышском, когда я ждал решения, выдадут ли мне пограничники пропуск.
Последние деревни на этой трассе, Владимировка и Коргон – русские. Классические русские сибирские деревни. Крепкие избы вдоль улицы. Крепкие заборы. Возле заборов лежат толстенные брёвна, сохнут, через несколько лет пойдут на строительство какого-нибудь дома. День выходной, погода замечательная, и кое-где на брёвнах сидят мужики с бородами в виде небольшой совковой лопаты. Курят и разговаривают.
Парень, который меня подвозил, подтвердил про тропу по левому берегу Чарыша до Сентелека. Ещё он рассказал, что когда был школьником, их водили в поход. Поднимались по одной из рек: то ли Коргону то ли Кумиру, в высокогорье, проходили через перевал, и возвращались по другой реке. Несколько дней на это уходило.
Река Коргон берёт начало у подножия Королевского Белка. Там целый горный район, несколько вершин выше 2000. Эти горы находятся на территории Алтайского края. А я раньше как-то считал, что высшая точка Алтайского края – гора Бабырган, что стоит на левом берегу Катуни и очень эффектно смотрится посреди степей, прекрасно видна с Чуйского тракта.
От Коргона идёт какая-то грунтовая дорога налево в гору, и прямо вдоль реки – тропа, по которой только пешком или на лошади, по которой я и пошёл.
ЗЫ
На своей схеме забыл нарисовать гору Бабырган!
Она находится в том самом месте, где синяя буква «а» в названии «Катунь» . Левее и выше Горно-Алтайска.
Переехали по мосту реку Кумир, левый приток Чарыша. Хотя, я бы Чарыш назвал правым притоком Кумира: Кумир раза в 2-3 больше. И вода в Кумире – чистейшая. А потом, ниже ещё река Коргон впадает, тоже абсолютно чистая и по количеству воды заметно помощнее Кумира. После этого Чарыш приобретает тот самый вид мощной чистой горной реки, который поразил меня в Чарышском, когда я ждал решения, выдадут ли мне пограничники пропуск.
Последние деревни на этой трассе, Владимировка и Коргон – русские. Классические русские сибирские деревни. Крепкие избы вдоль улицы. Крепкие заборы. Возле заборов лежат толстенные брёвна, сохнут, через несколько лет пойдут на строительство какого-нибудь дома. День выходной, погода замечательная, и кое-где на брёвнах сидят мужики с бородами в виде небольшой совковой лопаты. Курят и разговаривают.
Парень, который меня подвозил, подтвердил про тропу по левому берегу Чарыша до Сентелека. Ещё он рассказал, что когда был школьником, их водили в поход. Поднимались по одной из рек: то ли Коргону то ли Кумиру, в высокогорье, проходили через перевал, и возвращались по другой реке. Несколько дней на это уходило.
Река Коргон берёт начало у подножия Королевского Белка. Там целый горный район, несколько вершин выше 2000. Эти горы находятся на территории Алтайского края. А я раньше как-то считал, что высшая точка Алтайского края – гора Бабырган, что стоит на левом берегу Катуни и очень эффектно смотрится посреди степей, прекрасно видна с Чуйского тракта.
От Коргона идёт какая-то грунтовая дорога налево в гору, и прямо вдоль реки – тропа, по которой только пешком или на лошади, по которой я и пошёл.
ЗЫ
На своей схеме забыл нарисовать гору Бабырган!
Она находится в том самом месте, где синяя буква «а» в названии «Катунь» . Левее и выше Горно-Алтайска.
На первой же сотне метров у меня неожиданно и очень сильно опять разболелась нога. Скорость пешего хода упала очень сильно, а ведь второй пешеходный участок моего маршрута только начинается! Прекратилось это на ближайшем бродике. Чтобы перейти впадающий в Чарыш ручей, разулся, и – О ЧУДО ! Босиком идти оказалось почти совсем не больно. Так и пошёл дальше босиком. А надо сказать, что тропа в основном земляная, а не каменистая. Это – раз, и рюкзак лёгкий, это – два. Так что босиком идти приятно. А к гипотетической возможности быть укушенным змеёй я отношусь философски: под ноги смотреть надо. Ну и конечно медитировать регулярно – это просто жизненно необходимо в одиночном походе, важнее во всяком случае, чем регулярно питаться.
Сначала была тропа.
Видать, по этой тропе люди ходят в основном в такое время года, когда паводок спадёт. Сейчас нормальная натоптанная тропа во многих местах уходила под воду на протяжении нескольких десятков метров. Можно обойти эти места по склону, продравшись через кустарник, кто-то так уже обходил, следы есть. Но мне больше нравилось идти по воде. Глубина – «вам по пояс будет». Это – из фильма (и из книги) «А Зори Здесь Тихие». Возможно среди людей помоложе из тех, кто читает то, что я здесь написал, есть такие, кто не видел этот фильм. (Про книгу – вообще молчу.)
Там действие происходит то ли в Карелии, то ли в Архангельской области во время Великой Отечественной Войны. В ближнем тылу расположено подразделение зенитчиков. Личный состав – несколько десятков девушек и их командир – старшина-сверхсрочник, местный житель. И пятерым из этих девушек, опять же под командованием старшины, приходится столкнуться в бою с группой немецких диверсантов, что-то больше 10-ти человек. Так вот: там такой момент есть, старшина ставит девушкам боевую задачу на день – перейти болото по тропке, которую знают только местные (чтобы выйти наперерез немцам). И на вопрос о том, насколько там глубоко, на этой тропке, показывает ладонью на себе. Ладонь останавливается чуть ниже живота: «по … это самое … Ну, в общем – вам по пояс будет.»
Хороший фильм! Кто не видел – посмотрите, не пожалеете!
Сначала была тропа.
Видать, по этой тропе люди ходят в основном в такое время года, когда паводок спадёт. Сейчас нормальная натоптанная тропа во многих местах уходила под воду на протяжении нескольких десятков метров. Можно обойти эти места по склону, продравшись через кустарник, кто-то так уже обходил, следы есть. Но мне больше нравилось идти по воде. Глубина – «вам по пояс будет». Это – из фильма (и из книги) «А Зори Здесь Тихие». Возможно среди людей помоложе из тех, кто читает то, что я здесь написал, есть такие, кто не видел этот фильм. (Про книгу – вообще молчу.)
Там действие происходит то ли в Карелии, то ли в Архангельской области во время Великой Отечественной Войны. В ближнем тылу расположено подразделение зенитчиков. Личный состав – несколько десятков девушек и их командир – старшина-сверхсрочник, местный житель. И пятерым из этих девушек, опять же под командованием старшины, приходится столкнуться в бою с группой немецких диверсантов, что-то больше 10-ти человек. Так вот: там такой момент есть, старшина ставит девушкам боевую задачу на день – перейти болото по тропке, которую знают только местные (чтобы выйти наперерез немцам). И на вопрос о том, насколько там глубоко, на этой тропке, показывает ладонью на себе. Ладонь останавливается чуть ниже живота: «по … это самое … Ну, в общем – вам по пояс будет.»
Хороший фильм! Кто не видел – посмотрите, не пожалеете!
Участок Коргон – Сентелек проще описать, начиная от Сентелека. Сначала, больше 10 км, идёт нормальная щебёнчатая дорога. Возле речки-притока Чарыша – дойка. Дальше вдоль Чарыша дороги нет. Приток легко перейти вброд, дальше – тропа, по которой пешком или на коне. Кое-где есть участки, что между горами и рекой довольно широкая равнина и вдоль реки идёт колея, грунтовая дорога, но сквозного проезда вдоль Чарыша нет, заезжают в эти места откуда-то сбоку по распадкам. В этих долинках кое-где коров пасут. А вот следов присутствия туристов – никаких. Кроме колеи, которая идёт так, как удобно ехать на машине, или на тракторе, – никаких человеческих троп. Если бы здесь ходили туристы, то обязательно были бы тропы, выводящие к реке. Были бы кострища. Но этого ничего нет.
В Чарыш впадают несколько маленьких речек. Одна из них, второй по счёту от Сентелека приток, – оказалась серьёзным препятствием, я его перешёл вброд с трудом. Самая трудная (единственная по-настоящему трудная) переправа в этом моём путешествии. Речка небольшая, но крутая и узкая, за счёт этого быстрая и глубокая. Возможно, надо было просто место брода получше поискать, повыбирать?
В одной из долинок встретился с пастухом, пасущим стадо. Сначала было слышно щёлканье бича, которое я принял за выстрелы. «Выстрелов» было так много, что я даже забеспокоился: когда охотятся, так часто не стреляют. Думал уже, что какие-нибудь пьяные развлекаются. Но не поворачивать же назад! Ладно, иду прислушиваюсь, хорошо, думаю, что место открытое, что я не по кустам, не по чащобе иду. Навстречу, ближе к горам, – стадо быков. (Да-да, одни быки!) Версия о том, что это – пастух бичом щёлкает, стала преобладать над версией о пьяных «охотниках». А вот и сам пастух – русский парень лет 20 на коне. Пригласил меня к себе в гости, чаю попить (там стоянка его, я проходил совсем недавно). Отказался, возвращаться что-то не хотелось, даже на 1 км. Тем более, что пообедал недавно, сейчас ни есть ни пить не хочется, только идти.
Так поговорили немного.
Стадо – совхозное.
Я спросил, много ли тут медведей?
Да, медведи – обычное дело.
Дают ли оружие для защиты скотины?
Оружия не дают. Если есть своё личное оружие, никто тебе не запретит его носить. А вот добыть медведя – нужна лицензия, даже, если этот ведмедь корову у тебя на глазах задирает, без лицензии нельзя. Если медведь быка задерёт, то начальство смотрит «рожки да ножки» и составляет акт – списывают. Правда, с другой стороны, если ты медведя добыл, и никто из представителей власти этого не видел, то – всё нормально…
Про быков спросил: не бодливые ли?
Быки, которые казахстанской породы с кирпично-красным туловищем, белой головой и ростом поменьше, чем привычные нам коровы, так что выглядят как подросшие телята, вот эти – бодливые.
Клещей там действительно много. На этом участке я снял больше десятка (за весь остальной поход – что-то около 5-ти), правда ни один на этом участке в меня не впился.
В Чарыш впадают несколько маленьких речек. Одна из них, второй по счёту от Сентелека приток, – оказалась серьёзным препятствием, я его перешёл вброд с трудом. Самая трудная (единственная по-настоящему трудная) переправа в этом моём путешествии. Речка небольшая, но крутая и узкая, за счёт этого быстрая и глубокая. Возможно, надо было просто место брода получше поискать, повыбирать?
В одной из долинок встретился с пастухом, пасущим стадо. Сначала было слышно щёлканье бича, которое я принял за выстрелы. «Выстрелов» было так много, что я даже забеспокоился: когда охотятся, так часто не стреляют. Думал уже, что какие-нибудь пьяные развлекаются. Но не поворачивать же назад! Ладно, иду прислушиваюсь, хорошо, думаю, что место открытое, что я не по кустам, не по чащобе иду. Навстречу, ближе к горам, – стадо быков. (Да-да, одни быки!) Версия о том, что это – пастух бичом щёлкает, стала преобладать над версией о пьяных «охотниках». А вот и сам пастух – русский парень лет 20 на коне. Пригласил меня к себе в гости, чаю попить (там стоянка его, я проходил совсем недавно). Отказался, возвращаться что-то не хотелось, даже на 1 км. Тем более, что пообедал недавно, сейчас ни есть ни пить не хочется, только идти.
Так поговорили немного.
Стадо – совхозное.
Я спросил, много ли тут медведей?
Да, медведи – обычное дело.
Дают ли оружие для защиты скотины?
Оружия не дают. Если есть своё личное оружие, никто тебе не запретит его носить. А вот добыть медведя – нужна лицензия, даже, если этот ведмедь корову у тебя на глазах задирает, без лицензии нельзя. Если медведь быка задерёт, то начальство смотрит «рожки да ножки» и составляет акт – списывают. Правда, с другой стороны, если ты медведя добыл, и никто из представителей власти этого не видел, то – всё нормально…
Про быков спросил: не бодливые ли?
Быки, которые казахстанской породы с кирпично-красным туловищем, белой головой и ростом поменьше, чем привычные нам коровы, так что выглядят как подросшие телята, вот эти – бодливые.
Клещей там действительно много. На этом участке я снял больше десятка (за весь остальной поход – что-то около 5-ти), правда ни один на этом участке в меня не впился.
13 июня
Ближе к обеденному времени вышел к тому месту, где находится дойка, и дальше идёт дорога на Сентелек.
На берегу стояли отдыхающие, по меньшей мере две компании. Несколько палаток и несколько машин. С детьми. Два костра оборудованных на большие компании.
Я помедитировал поодаль на берегу, но задерживаться здесь не стал.
Через пару километров встретились два деда, рыбаки. Сидели с удочками на берегу. Жилистые дядьки лет за 60, рядом – два велосипеда. От них узнал, что в Сентелеке ждут прибытия экспедиции Фёдора Конюхова. Один из дедов пошутил про меня: «Вон, Фёдор Конюхов идёт». Но на роль Фёдора Конюхова я конечно не тянул. Борода мелковата, всего две с половиной недели небритый. Опять же, а где же верблюды?
От дедов узнал, что здесь по левому берегу есть «Трактовая дорога». Идёт из Сентелека в Коргон на расстоянии 10-15 км от Чарыша. Когда-то была нормальная дорога, а сейчас – «для экстремалов». Деды сказали, что там УАЗ проезжал, и ещё – что там мотоцикл перевернулся.
Сейчас я, глядя в атлас Алтайского Края, вижу эту дорогу – слабенький пунктир коричневого цвета, который непросто разглядеть среди густоты линий рельефа, такого же цвета. А в атлас автодорог Республики Алтай эта дорога просто не попала, не их территория.
Про неё ещё на форуме НГС в разделе «местный туризм, Алтай» люди рассказывали, что есть такая дорога, и что по ней – только на джипах.
И ещё, пару месяце назад с товарищем пытались нарыть в Сети, по какой дороге прошла этот участок экспедиция Фёдора Конюхова, (уже без самого Ф.К.,) но такую информации выцепить не смогли. Нашли только, что такого-то числа экспедицию встретили в Сентелеке, ну и дальше их передвижение по Алтайскому краю.
До Сентелека меня подвезли местные жители.
После Сентелека дорога сразу идёт на крутой подъём, сильно набирает высоту. На этом подъёме меня подобрала семья из Барнаула на УАЗе-санитарке. Это их компания стояла возле дойки лагерем. Похолодало, и они решили поехать из гор, провести оставшиеся выходные где-нибудь на озёрах.
С ними доехал до Чарышского. Зашёл в магазин, купил всяких булочек. Зашёл на заставу, отдал пограничный пропуск. Пообедал в кафе. Вышел на трассу.
Шёл не торопясь в гору по дороге. Когда сзади ехала машина – голосовал. Погода совсем испортилась – дождь пошёл. Машин было очень мало. Длинный подъём средней крутизны со множеством поворотов. Обратил на себя внимание щит с надписью:
ВОДИТЕЛЬ, ПОМНИ – ТЫ В ГОРАХ
Подумал, что да, нелишне напомнить. Водители, возвращаясь из горных районов, здесь могут уже расслабиться, а дорога-то – вполне себе горная дорога.
Ближе к обеденному времени вышел к тому месту, где находится дойка, и дальше идёт дорога на Сентелек.
На берегу стояли отдыхающие, по меньшей мере две компании. Несколько палаток и несколько машин. С детьми. Два костра оборудованных на большие компании.
Я помедитировал поодаль на берегу, но задерживаться здесь не стал.
Через пару километров встретились два деда, рыбаки. Сидели с удочками на берегу. Жилистые дядьки лет за 60, рядом – два велосипеда. От них узнал, что в Сентелеке ждут прибытия экспедиции Фёдора Конюхова. Один из дедов пошутил про меня: «Вон, Фёдор Конюхов идёт». Но на роль Фёдора Конюхова я конечно не тянул. Борода мелковата, всего две с половиной недели небритый. Опять же, а где же верблюды?
От дедов узнал, что здесь по левому берегу есть «Трактовая дорога». Идёт из Сентелека в Коргон на расстоянии 10-15 км от Чарыша. Когда-то была нормальная дорога, а сейчас – «для экстремалов». Деды сказали, что там УАЗ проезжал, и ещё – что там мотоцикл перевернулся.
Сейчас я, глядя в атлас Алтайского Края, вижу эту дорогу – слабенький пунктир коричневого цвета, который непросто разглядеть среди густоты линий рельефа, такого же цвета. А в атлас автодорог Республики Алтай эта дорога просто не попала, не их территория.
Про неё ещё на форуме НГС в разделе «местный туризм, Алтай» люди рассказывали, что есть такая дорога, и что по ней – только на джипах.
И ещё, пару месяце назад с товарищем пытались нарыть в Сети, по какой дороге прошла этот участок экспедиция Фёдора Конюхова, (уже без самого Ф.К.,) но такую информации выцепить не смогли. Нашли только, что такого-то числа экспедицию встретили в Сентелеке, ну и дальше их передвижение по Алтайскому краю.
До Сентелека меня подвезли местные жители.
После Сентелека дорога сразу идёт на крутой подъём, сильно набирает высоту. На этом подъёме меня подобрала семья из Барнаула на УАЗе-санитарке. Это их компания стояла возле дойки лагерем. Похолодало, и они решили поехать из гор, провести оставшиеся выходные где-нибудь на озёрах.
С ними доехал до Чарышского. Зашёл в магазин, купил всяких булочек. Зашёл на заставу, отдал пограничный пропуск. Пообедал в кафе. Вышел на трассу.
Шёл не торопясь в гору по дороге. Когда сзади ехала машина – голосовал. Погода совсем испортилась – дождь пошёл. Машин было очень мало. Длинный подъём средней крутизны со множеством поворотов. Обратил на себя внимание щит с надписью:
ВОДИТЕЛЬ, ПОМНИ – ТЫ В ГОРАХ
Подумал, что да, нелишне напомнить. Водители, возвращаясь из горных районов, здесь могут уже расслабиться, а дорога-то – вполне себе горная дорога.
Совсем немного мне оставалось пройти до выхода на плато, где я был бы открыт всем ветрам, и тут меня подобрали мужики на стареньком «москвиче». Они ехали в Новокалманку, это не доезжая Усть-Калманки километров 20.
Когда вышел возле Новокалманки, был ранний вечер. Дождь перестал (или вернее – полосу дождей я уже пересёк), ветер немного стих, даже просветы чистого неба среди туч появились с западной стороны. И в этой оптимистичной обстановке меня захватила идея, что я имею хорошие шансы сегодня уже вернуться в Барнаул на волне отдыхающих, которых непогода погнала из гор.
Несмотря на то, что волны спугнутых отдыхающих не наблюдалось, идея добраться до Барнаула уже сегодня меня не оставляла.
С этой идеей в мозгу я сел в попутную Газель в которой ехали юные спортсмены. Впереди сидели на пассажирских местах двое взрослых мужиков спортивного вида, а сзади – парни старшего школьного возраста. Наверное, с соревнований возвращались. Парни вели себя на удивление тихо, видать, энергию в спортивных соревнованиях поизрасходовали. А мужики на переднем сиденье всю дорогу разговаривали о своих сельско-спортивных делах. Я пристроил свой рюкзак возле дверей на свободный пятачок пола и сел на него.
С ними доехал до Усть-Калманки, до центра села. Идея добраться до Барнаула сегодня продолжала владеть моим умом.
С этой идеей вышел на трассу, были уже сумерки. С этой идеей дошёл до заправки, это пара сотен метров от перекрёстка. На заправке светили фонари, и на всём остальном, неосвещённом, пространстве стало темно уже по-ночному. Идея по-прежнему владела моим умом. Выбрал на обочине место, куда попадало как можно больше света, идущего с другой стороны дороги от заправки, сел на рюкзак, поужинал булочками, запивая их водой. И ещё посидел.
В итоге заночевал в траве возле дороге под насыпью, защитившись ею от западного ветра. Благо – комаров не было из-за холода и ветра.
Когда вышел возле Новокалманки, был ранний вечер. Дождь перестал (или вернее – полосу дождей я уже пересёк), ветер немного стих, даже просветы чистого неба среди туч появились с западной стороны. И в этой оптимистичной обстановке меня захватила идея, что я имею хорошие шансы сегодня уже вернуться в Барнаул на волне отдыхающих, которых непогода погнала из гор.
Несмотря на то, что волны спугнутых отдыхающих не наблюдалось, идея добраться до Барнаула уже сегодня меня не оставляла.
С этой идеей в мозгу я сел в попутную Газель в которой ехали юные спортсмены. Впереди сидели на пассажирских местах двое взрослых мужиков спортивного вида, а сзади – парни старшего школьного возраста. Наверное, с соревнований возвращались. Парни вели себя на удивление тихо, видать, энергию в спортивных соревнованиях поизрасходовали. А мужики на переднем сиденье всю дорогу разговаривали о своих сельско-спортивных делах. Я пристроил свой рюкзак возле дверей на свободный пятачок пола и сел на него.
С ними доехал до Усть-Калманки, до центра села. Идея добраться до Барнаула сегодня продолжала владеть моим умом.
С этой идеей вышел на трассу, были уже сумерки. С этой идеей дошёл до заправки, это пара сотен метров от перекрёстка. На заправке светили фонари, и на всём остальном, неосвещённом, пространстве стало темно уже по-ночному. Идея по-прежнему владела моим умом. Выбрал на обочине место, куда попадало как можно больше света, идущего с другой стороны дороги от заправки, сел на рюкзак, поужинал булочками, запивая их водой. И ещё посидел.
В итоге заночевал в траве возле дороге под насыпью, защитившись ею от западного ветра. Благо – комаров не было из-за холода и ветра.
14 июня
С утра делал всё не торопясь. Вчерашняя идея показала свою несостоятельность, и стало понятно, что надо просто продолжать путешествие в нормальном ритме. Так, как бы я делал, если бы до возвращения домой ещё неделя пути предстояла. Прошёл по берегу Чарыша километра на два, выбрал местечко, наломал сухих веток в тополиных зарослях…Искупался, позавтракал, за это время немного посушил вещи на солнце.
Перешёл по мосту на левый берег Чарыша. Дотопал до удобного места. Стоял недолго, можно сказать – почти совсем не стоял. Остановился микроавтобус с правым рулём. За рулём – пожилой дядька. Живёт где-то в деревне, а работает – строительно-ремонтные работы в городе. Вот сейчас тоже на работу едет. У него бригада, он там то ли бригадир, то ли прораб, то ли и то и другое в одном лице. Ехали – не скучали, темы для разговоров не иссякали. А на остановке возле какой-то деревни, уже ближе к Барнаулу, он посадил ещё 4-х человек, молодые парни и девушки, студенты. Вещи с задних сидений (в том числе мой рюкзак) переместили назад. Похоже, дядька этот знает толк в автостопе, – из тех водителей, кто автостопщиков берёт обязательно, если только есть место в машине.
А вот и посёлок Южный, место, где я вырос и где мой родительский дом.
Быстро доехал и с комфортом!
Путешествие удалось! Был пройден самый смелый и длинный из планировавшихся мной маршрутов (восьмёрка с центром в Усть-Кане), к которому ещё добавился интересный и красивый участок Чарышское – Солонешное через Бащелакский хребет. Самые интересные и ключевые участки прошёл пешком, как и было задумано в самом смелом варианте маршрута. Ещё на добавленном участке были пешие переходы по красивым и интересным местам. В завершившемся путешествии ещё и с погодой повезло. Самый тёплый кусок нынешнего холодного лета я захватил!
Ну вот, наконец-то путешествие описано!
Теперь можно в следующее отправляться, как только на работе и в прочих делах просвет образуется.
С утра делал всё не торопясь. Вчерашняя идея показала свою несостоятельность, и стало понятно, что надо просто продолжать путешествие в нормальном ритме. Так, как бы я делал, если бы до возвращения домой ещё неделя пути предстояла. Прошёл по берегу Чарыша километра на два, выбрал местечко, наломал сухих веток в тополиных зарослях…Искупался, позавтракал, за это время немного посушил вещи на солнце.
Перешёл по мосту на левый берег Чарыша. Дотопал до удобного места. Стоял недолго, можно сказать – почти совсем не стоял. Остановился микроавтобус с правым рулём. За рулём – пожилой дядька. Живёт где-то в деревне, а работает – строительно-ремонтные работы в городе. Вот сейчас тоже на работу едет. У него бригада, он там то ли бригадир, то ли прораб, то ли и то и другое в одном лице. Ехали – не скучали, темы для разговоров не иссякали. А на остановке возле какой-то деревни, уже ближе к Барнаулу, он посадил ещё 4-х человек, молодые парни и девушки, студенты. Вещи с задних сидений (в том числе мой рюкзак) переместили назад. Похоже, дядька этот знает толк в автостопе, – из тех водителей, кто автостопщиков берёт обязательно, если только есть место в машине.
А вот и посёлок Южный, место, где я вырос и где мой родительский дом.
Быстро доехал и с комфортом!
Путешествие удалось! Был пройден самый смелый и длинный из планировавшихся мной маршрутов (восьмёрка с центром в Усть-Кане), к которому ещё добавился интересный и красивый участок Чарышское – Солонешное через Бащелакский хребет. Самые интересные и ключевые участки прошёл пешком, как и было задумано в самом смелом варианте маршрута. Ещё на добавленном участке были пешие переходы по красивым и интересным местам. В завершившемся путешествии ещё и с погодой повезло. Самый тёплый кусок нынешнего холодного лета я захватил!
Ну вот, наконец-то путешествие описано!
Теперь можно в следующее отправляться, как только на работе и в прочих делах просвет образуется.