JustMan
guru
Работали работали над нравственностью и выработали что ли? Или по другому было?По другому! Сначала изобрели систему двойных стандартов. А потом уже, утвердив плагиат (нынче бы сказали контрафакт) в качестве базиса литературного творчества, написали Книгу для себя и Новый завет для других.
Миха, что-то я совсем запуталась:-)
Можь ты, как носитель нравственного максимума, мне растолкуешь?
Эстонцы - это дикий народ с зачатками нравственности?
Ну, если до сих пор живут согласно Ветхому завету (око за око, зуб за зуб), а до заповедей Нового завета (системы нравственного максимума) пока не доросли ( возлюби врагов своих, кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую)?
Можь ты, как носитель нравственного максимума, мне растолкуешь?
Эстонцы - это дикий народ с зачатками нравственности?
Ну, если до сих пор живут согласно Ветхому завету (око за око, зуб за зуб), а до заповедей Нового завета (системы нравственного максимума) пока не доросли ( возлюби врагов своих, кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую)?
ребята, опять вы нагадили в комментах...от сноса памятников докатились до ветхого завета и как обычно, через еврейский вопрос...ну сколько можно нести умный флейм...
меня лично очень неустраивает поведение эстонии и литвы в вопросе отношения к союзу в прошлом и россии в нынешнем. может быть ВТО и НАТО им вскружили голову, или замаячившая на горизонте возможность, наконец войти в единую Европу? черт его знает, но ей богу, и парады бывших вермахтовцев, и начавшаяся еще с момента подписания беловежского соглашения нетерпимость к руским и русскоязычным меня настораживает...эти заморочки с границами и Калининградом, когда требовали визы для проезда россиян в россию через их курляндию, и много еще мелкого и пакостного, происходящего на протяжении последнего десятилетия...
эти республики - выкормыши, получившие в одночасье все, что строили всем союзом, как по мановению волшебной палочки стали вдруг какими то людоедами, провели полную ревизию своих граждан и выявили неграждан, как назло так ненавистных русскоязычных...и так на них обиделись за свое трудное детство, что прям сил у них нету даже на могилки их смотреть - вон все от нас, и мертвые тоже - встали - и вон пошли...этож надо - члены правительства заявляют в кулуарах - эстония - для эстонцев...это что? второй ближний восток подростает? с такими больними мозгами и еще так близко к европе? ладно там, Ирак, его хоть Турция от европы перегородила - а тут - вот они, самостийные, устремленные в светлое свое национальное будущее молодчики...ей богу, Казанова прав отчасти - негоже нам, россиянам, на мелочь обижаться, но ведь от глистов несварение бывает...и ведь они находят, где побольнее куснуть...ей богу, я если и пойду мочить сапоги в океане - это будет не индийский...если что...
меня лично очень неустраивает поведение эстонии и литвы в вопросе отношения к союзу в прошлом и россии в нынешнем. может быть ВТО и НАТО им вскружили голову, или замаячившая на горизонте возможность, наконец войти в единую Европу? черт его знает, но ей богу, и парады бывших вермахтовцев, и начавшаяся еще с момента подписания беловежского соглашения нетерпимость к руским и русскоязычным меня настораживает...эти заморочки с границами и Калининградом, когда требовали визы для проезда россиян в россию через их курляндию, и много еще мелкого и пакостного, происходящего на протяжении последнего десятилетия...
эти республики - выкормыши, получившие в одночасье все, что строили всем союзом, как по мановению волшебной палочки стали вдруг какими то людоедами, провели полную ревизию своих граждан и выявили неграждан, как назло так ненавистных русскоязычных...и так на них обиделись за свое трудное детство, что прям сил у них нету даже на могилки их смотреть - вон все от нас, и мертвые тоже - встали - и вон пошли...этож надо - члены правительства заявляют в кулуарах - эстония - для эстонцев...это что? второй ближний восток подростает? с такими больними мозгами и еще так близко к европе? ладно там, Ирак, его хоть Турция от европы перегородила - а тут - вот они, самостийные, устремленные в светлое свое национальное будущее молодчики...ей богу, Казанова прав отчасти - негоже нам, россиянам, на мелочь обижаться, но ведь от глистов несварение бывает...и ведь они находят, где побольнее куснуть...ей богу, я если и пойду мочить сапоги в океане - это будет не индийский...если что...
>задолго до Моисея этот мифический персонаж (Вакх) совершил те же "подвиги".
Принес людям моральный кодекс?
Что Мойша - миф я и без тебя знаю. (Не пойму только к чему ты его припер?) Но Декалог то не миф!
Принес людям моральный кодекс?
Что Мойша - миф я и без тебя знаю. (Не пойму только к чему ты его припер?) Но Декалог то не миф!
>славяне вообще не знали что такое...
Какие нафиг славяне в времена Моисея?!
Какие нафиг славяне в времена Моисея?!
>систему двойных стандартов. А потом уже, утвердив плагиат...
Нормальная система, жизненная... Весь мир так живет. Написать "любить врага больше, чем себя" можно, - бумага все стерпит. Но чтобы жить по такому завету и радоваться, это еще тем мазахистом нужно быть!
Плагиат в Библии - это отдельная и тоже уже заезженная здесь тема.
________________________________________________________________
Юстин Мученик писал: "всё, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам”
Нормальная система, жизненная... Весь мир так живет. Написать "любить врага больше, чем себя" можно, - бумага все стерпит. Но чтобы жить по такому завету и радоваться, это еще тем мазахистом нужно быть!
Плагиат в Библии - это отдельная и тоже уже заезженная здесь тема.
________________________________________________________________
Юстин Мученик писал: "всё, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам”
--Что Мойша - миф я и без тебя знаю. (Не пойму только к чему ты его припер?) Но Декалог то не миф!
Всё...прорвало...опять про евреев..
Всё...прорвало...опять про евреев..
Сейчас читают
Культ еды и что с ним делать?
11865
78
Сказать коллеге "убери за собой"
36582
38
прибалктика - это кто?
38058
323
>согласно Ветхому завету (око за око, зуб за зуб), а до заповедей Нового завета (системы нравственного максимума) пока не доросли ( возлюби врагов своих, кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую)
“Око за око, зуб за зуб, руку за руку” - таковы нравы всех древних народов. Но наряду с этими обычными вещами есть и другие: ограничение рабства соплеменников семью годами, обязательство гуманно относиться к пришельцам и иноземцам, защищать слабых, запрещение разврата. Этого вы не найдете больше ни в одном сборнике законов древности.
Выражение "око за око" употребляется в Ветхом Завете неоднократно и всякий раз в контексте компенсации за причиненный вред, а вовсе не кровной мести. Почему эти выражения остались в Библии - это отдельная тема (которую тоже хотелось бы обсудить), касающаяся отношений её составителей к государству.
Говоря о нравственном максимуме, я имел ввиду заповедь Ветхого Завета "люби ближнего своего, как самого себя", а любовь к врагу и подставь щеку - это фантастика. По таким заветам даже их афтор не жил. Фтопку!
Никакого нового учения проповеди Иисуса не содержат. Однако именно благодаря им и христианскому тезису "нет ни эллина, ни иудея" (от которого местный батюшка-черносотенец недавно отрекся, как Петр от Христа, сведя его банальности, что путь в РПЦ не закрыт для людей любой национальности) библейская мораль и покорила весь мир.
“Око за око, зуб за зуб, руку за руку” - таковы нравы всех древних народов. Но наряду с этими обычными вещами есть и другие: ограничение рабства соплеменников семью годами, обязательство гуманно относиться к пришельцам и иноземцам, защищать слабых, запрещение разврата. Этого вы не найдете больше ни в одном сборнике законов древности.
Выражение "око за око" употребляется в Ветхом Завете неоднократно и всякий раз в контексте компенсации за причиненный вред, а вовсе не кровной мести. Почему эти выражения остались в Библии - это отдельная тема (которую тоже хотелось бы обсудить), касающаяся отношений её составителей к государству.
Говоря о нравственном максимуме, я имел ввиду заповедь Ветхого Завета "люби ближнего своего, как самого себя", а любовь к врагу и подставь щеку - это фантастика. По таким заветам даже их афтор не жил. Фтопку!
Никакого нового учения проповеди Иисуса не содержат. Однако именно благодаря им и христианскому тезису "нет ни эллина, ни иудея" (от которого местный батюшка-черносотенец недавно отрекся, как Петр от Христа, сведя его банальности, что путь в РПЦ не закрыт для людей любой национальности) библейская мораль и покорила весь мир.
>меня лично очень не устраивает поведение Эстонии и Литвы в вопросе отношения к Союзу в прошлом и России в нынешнем
Спрашивается, ну какое тебе дело до отношения Эстонии к советским преступлениям? Они того вполне заслуживают. Или для тебя Россия = СССР?
А вот современные отношения двух стран стоило б обсудить. Эстония уже несколько лет как подписала и ратифицировала Договор о границе, распрощавшись со своими бывшими территориями в Псковской и Ленинградской областях, а Россия - нет. Вернее, подписала, а потом, чтобы затруднить прием Эстонии в НАТО, свою подпись отозвала. Теперь вот новая истерия с нотами на высшем уровне по поводу памятника... В общем таже ситуация, как с Грузией, Украиной и другими - "ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать".
> возможность, наконец войти в единую Европу?
Эстония уже пару лет как в ЕС.
Спрашивается, ну какое тебе дело до отношения Эстонии к советским преступлениям? Они того вполне заслуживают. Или для тебя Россия = СССР?
А вот современные отношения двух стран стоило б обсудить. Эстония уже несколько лет как подписала и ратифицировала Договор о границе, распрощавшись со своими бывшими территориями в Псковской и Ленинградской областях, а Россия - нет. Вернее, подписала, а потом, чтобы затруднить прием Эстонии в НАТО, свою подпись отозвала. Теперь вот новая истерия с нотами на высшем уровне по поводу памятника... В общем таже ситуация, как с Грузией, Украиной и другими - "ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать".
> возможность, наконец войти в единую Европу?
Эстония уже пару лет как в ЕС.
> Всё...прорвало...опять про евреев..
Странно, он еще и не доволен! Не ты ли еще утром призывал:
> Прекрати брызгать слюной на всё наше, для этого у тебя есть своя история (?)
Странно, он еще и не доволен! Не ты ли еще утром призывал:
> Прекрати брызгать слюной на всё наше, для этого у тебя есть своя история (?)
а любовь к врагу и подставь щеку - это фантастика. По таким заветам даже их афтор не жил. Фтопку!
М-да... понимаю....
Не-ееее, ну не понимаю!!!!!
Почему - в фтопку?
Миха, вот смотри - русские с немцами скоко раз врагами были? Да еще какими смертными... Но ненависти-то нет?
Не скатились до мерзостей - разрушения могил и памятников.
Даже какое-то взаимоуважение противников есть.
Почему же такая ненависть к русским у прибалтов, которые вообще-то даже с русскими и не воевали?
И не надо опять про захват, оккупацию, пакт М-Р. Потому как по этому пакту Сталин всего лишь вернул то, что ранее принадлежало Росимперии и запросто так:-) было отдано ВИЛом.
А давай возьмем даже ЧАСТНЫЙ случай - отношение некоего еврея к парадам эстонских эсэсовцев.
Если вспомнить, что Эстония первая объявила себя *свободной от евреев* (надеюсь, напоминать не надо - как она освободилась?:-), удивляет-таки не только
отсутствие ненависти этого еврея к эстонским фашистам, а даже какая-то щемящая к ним нежность (упорно другую щечку подставляет ( для поцелуя?:-)
М-да... понимаю....
Не-ееее, ну не понимаю!!!!!
Почему - в фтопку?
Миха, вот смотри - русские с немцами скоко раз врагами были? Да еще какими смертными... Но ненависти-то нет?
Не скатились до мерзостей - разрушения могил и памятников.
Даже какое-то взаимоуважение противников есть.
Почему же такая ненависть к русским у прибалтов, которые вообще-то даже с русскими и не воевали?
И не надо опять про захват, оккупацию, пакт М-Р. Потому как по этому пакту Сталин всего лишь вернул то, что ранее принадлежало Росимперии и запросто так:-) было отдано ВИЛом.
А давай возьмем даже ЧАСТНЫЙ случай - отношение некоего еврея к парадам эстонских эсэсовцев.
Если вспомнить, что Эстония первая объявила себя *свободной от евреев* (надеюсь, напоминать не надо - как она освободилась?:-), удивляет-таки не только
отсутствие ненависти этого еврея к эстонским фашистам, а даже какая-то щемящая к ним нежность (упорно другую щечку подставляет ( для поцелуя?:-)
>Почему - фтопку?
У Матфея Иисус говорит: “Вы слышали, что сказано: люби ближнего своего и ненавидь врага своего”. Нет и не могло быть в Библии такой страшной и мерзкой заповеди: “Ненавидь!” Библия учит любить людей, кто бы они ни были.
>Почему же такая ненависть к русским у прибалтов?
Боятся, потому что помнят, и есть чего. Психологически у страха и ненависти один корень (см. фобии).
>отношение некоего еврея к парадам эстонских эсэсовцев
О своем отношении к парадам бывших эсэсовцев я совершенно ясно написал, что мне они отвратительны. Что вас не устраивает? Что парады - это не фашизм? Ну извините, мне истина дороже.
_____________________
Я вас научу строгости мысли!
У Матфея Иисус говорит: “Вы слышали, что сказано: люби ближнего своего и ненавидь врага своего”. Нет и не могло быть в Библии такой страшной и мерзкой заповеди: “Ненавидь!” Библия учит любить людей, кто бы они ни были.
>Почему же такая ненависть к русским у прибалтов?
Боятся, потому что помнят, и есть чего. Психологически у страха и ненависти один корень (см. фобии).
>отношение некоего еврея к парадам эстонских эсэсовцев
О своем отношении к парадам бывших эсэсовцев я совершенно ясно написал, что мне они отвратительны. Что вас не устраивает? Что парады - это не фашизм? Ну извините, мне истина дороже.
_____________________
Я вас научу строгости мысли!
--Странно, он еще и не доволен! Не ты ли еще утром призывал: --
Ну так правильно, вместо того, чтобы про балтию, ты начал поливать Советы, а потом как всегда перевел в любимую плоскость-про евреев.
Вот на каждом форуме есть такой. Любой вопрос они переводят в тему еврейства. Отчего так?
Ну так правильно, вместо того, чтобы про балтию, ты начал поливать Советы, а потом как всегда перевел в любимую плоскость-про евреев.
Вот на каждом форуме есть такой. Любой вопрос они переводят в тему еврейства. Отчего так?
Ты ж сам первый начал!
Боятся, потому что помнят и есть чего
Да нет, они боятся, что им НАПОМНЯТ - что вся их независимость была фактически оплачена русской кровью, и вся их государственность была изначально преступной и нацистской.
Вот требуют от России какого-то покаяния. А что ж сами-то не каются перед Россией - как предали Юденича и вступили в сговор с большевиками?
Вот что забавно - Гитлера давно уж нет, а его план успешно воплощается. По которому прибалты должны были превратиться в батраков и лакеев, что в принципе сейчас и происходит - миграция прибалтов внутри ЕС идет именно на эти должности:-)
Психологически у страха и ненависти один корень
Это типа великая сермяжная правда?
Она же посконная, домотканая и кондовая:-)
Что вас не устраивает? Что парады - это не фашизм? Ну извините, мне истина дороже.
Не извиню, пока ты мне не объяснишь - по какой такой истине ты , увидев корявый лозунг на заборе *Россия для русских*, делаешь вывод, что русские - фашисты?
В то время как парад эсэсовцев для тебя - народные гулянья демократических прибалтов?
Хотя, о чем я, Миха, с тобой, убогим...
Это же твои слова о *двойных стандартах* - нормальная система, жизненная.
Да нет, они боятся, что им НАПОМНЯТ - что вся их независимость была фактически оплачена русской кровью, и вся их государственность была изначально преступной и нацистской.
Вот требуют от России какого-то покаяния. А что ж сами-то не каются перед Россией - как предали Юденича и вступили в сговор с большевиками?
Вот что забавно - Гитлера давно уж нет, а его план успешно воплощается. По которому прибалты должны были превратиться в батраков и лакеев, что в принципе сейчас и происходит - миграция прибалтов внутри ЕС идет именно на эти должности:-)
Психологически у страха и ненависти один корень
Это типа великая сермяжная правда?
Она же посконная, домотканая и кондовая:-)
Что вас не устраивает? Что парады - это не фашизм? Ну извините, мне истина дороже.
Не извиню, пока ты мне не объяснишь - по какой такой истине ты , увидев корявый лозунг на заборе *Россия для русских*, делаешь вывод, что русские - фашисты?
В то время как парад эсэсовцев для тебя - народные гулянья демократических прибалтов?
Хотя, о чем я, Миха, с тобой, убогим...
Это же твои слова о *двойных стандартах* - нормальная система, жизненная.
>лозунг на заборе *Россия для русских*, делаешь вывод, что русские - фашисты?
Ну не все, а те, кто писал. И потом, не обязательно фашисты, еще есть варианты: ВВП по поводу этого лозунга (под которым, кстати, шла на прошлые думские выборы рогозинская Родина, продукт президентской же администрации) сказал, что выдвигают его только провокаторы и идиоты.
Ну не все, а те, кто писал. И потом, не обязательно фашисты, еще есть варианты: ВВП по поводу этого лозунга (под которым, кстати, шла на прошлые думские выборы рогозинская Родина, продукт президентской же администрации) сказал, что выдвигают его только провокаторы и идиоты.
--Не ты ли еще утром призывал: --
Да, было, но вот ты пойми, призывая русских каяться (за "прегрешения" предков до седьмого колена) ты вызываешь неприязнь, если не нечто более сильное. Соответственно тебе предлагают покаяться самому. Когда ты говоришь, что всё у нас не так, что всегда мы не правы, вот чего ты хочешь?
Раздуть угольки национализма? А потом громко вопить о том, что другие раздули?
"Не трогай лиха пока лежит тихо!" По-моему эта заповедь не устарела.
Да, было, но вот ты пойми, призывая русских каяться (за "прегрешения" предков до седьмого колена) ты вызываешь неприязнь, если не нечто более сильное. Соответственно тебе предлагают покаяться самому. Когда ты говоришь, что всё у нас не так, что всегда мы не правы, вот чего ты хочешь?
Раздуть угольки национализма? А потом громко вопить о том, что другие раздули?
"Не трогай лиха пока лежит тихо!" По-моему эта заповедь не устарела.
>призывая русских каяться, ты...
Разуй глаза! Сроду никого каяться не призывал, а писал лишь о его необходимости. А это две большие разницы! Покаяние - дело сугубо личное, таинство. Призывать или тем более требовать от других покаяния (как у Му-мы) - это идиотизм чистой воды.
Разуй глаза! Сроду никого каяться не призывал, а писал лишь о его необходимости. А это две большие разницы! Покаяние - дело сугубо личное, таинство. Призывать или тем более требовать от других покаяния (как у Му-мы) - это идиотизм чистой воды.
--Сроду никого каяться не призывал, а писал лишь о его необходимости--
Да, чего накурился-то? Не призывал, но писал о необходимости...
Да, чего накурился-то? Не призывал, но писал о необходимости...
Фарисействуешь?
Ну-ну...
Сроду никого каяться не призывал, а писал лишь о его необходимости
Дословно от Mihansk :
Раскаяться в советских преступлениях действительно следует. Это ж мы после той войны на пол-века Европу распяли !
Пустое * вы *, сердечным * мы *, она, обмолвясь, заменила.... (по мотивам Пушкина, А ЭС:-)
Оговорка по Фрейду?:-)))
Ну-ну...
Сроду никого каяться не призывал, а писал лишь о его необходимости
Дословно от Mihansk :
Раскаяться в советских преступлениях действительно следует. Это ж мы после той войны на пол-века Европу распяли !
Пустое * вы *, сердечным * мы *, она, обмолвясь, заменила.... (по мотивам Пушкина, А ЭС:-)
Оговорка по Фрейду?:-)))
То ли у меня глюки, то ли..., но я не нашел своего поста со ссылкой на обсуждение подобной темы на одном форуме:
it-ru.de/forum
it-ru.de/forum
Написано очень давно, но настроение чуствовалось поэтом и тогда.
"БРАТСКОЕ КЛАДБИЩЕ В РИГЕ
Кто на кладбище ходит, как ходят в музеи,
А меня любопытство не гложет — успею.
Что ж я нынче брожу, как по каменной книге,
Между плитами Братского кладбища в Риге?
Белых стен и цементных могил панорама.
Матерь-Латвия встала, одетая в мрамор.
Перед нею рядами могильные плиты,
А под этими плитами — те, кто убиты.—
Под знаменами разными, в разные годы,
Но всегда — за нее, и всегда — за свободу.
И лежит под плитой русской службы полковник,
Что в шестнадцатом пал без терзаний духовных.
Здесь, под Ригой, где пляжи, где крыши косые,
До сих пор он уверен, что это — Россия.
А вокруг все другое — покой и Европа,
Принимает парад генерал лимитрофа.
А пред ним на безмолвном и вечном параде
Спят солдаты, отчизны погибшие ради.
Независимость — вот основная забота.
День свободы — свободы от нашего взлета,
От сиротского лиха, от горькой стихии,
От латышских стрелков, чьи могилы в России,
Что погибли вот так же, за ту же свободу,
От различных врагов и в различные годы.
Ах, глубинные токи, линейные меры,
Невозвратные сроки и жесткие веры!
Здесь лежат, представляя различные страны,
Рядом — павший за немцев и два партизана.
Чтим вторых. Кто-то первого чтит, как героя.
Чтит за то, что он встал на защиту покоя.
Чтит за то, что он мстил,— слепо мстил и сурово
В сорок первом за акции сорокового.
Все он — спутал. Но время все спутало тоже.
Были разные правды, как плиты, похожи.
Не такие, как он, не смогли разобраться.
Он погиб. Он уместен на кладбище Братском.
Тут не смерть. Только жизнь, хоть и кладбище это...
Столько лет длится спор и конца ему нету,
Возражают отчаянно павшие павшим
По вопросам, давно остроту потерявшим.
К возражениям добавить спешат возраженья.
Не умеют, как мы, обойтись без решенья.
Тишина. Спят в рядах разных армий солдаты,
Спорят плиты — где выбиты званья и даты.
Спорят мнение с мнением в каменной книге.
Сгусток времени — Братское кладбище в Риге.
Век двадцатый. Всех правд острия ножевые.
Точки зренья, как точки в бою огневые.
1962 Наум Коржавин
"БРАТСКОЕ КЛАДБИЩЕ В РИГЕ
Кто на кладбище ходит, как ходят в музеи,
А меня любопытство не гложет — успею.
Что ж я нынче брожу, как по каменной книге,
Между плитами Братского кладбища в Риге?
Белых стен и цементных могил панорама.
Матерь-Латвия встала, одетая в мрамор.
Перед нею рядами могильные плиты,
А под этими плитами — те, кто убиты.—
Под знаменами разными, в разные годы,
Но всегда — за нее, и всегда — за свободу.
И лежит под плитой русской службы полковник,
Что в шестнадцатом пал без терзаний духовных.
Здесь, под Ригой, где пляжи, где крыши косые,
До сих пор он уверен, что это — Россия.
А вокруг все другое — покой и Европа,
Принимает парад генерал лимитрофа.
А пред ним на безмолвном и вечном параде
Спят солдаты, отчизны погибшие ради.
Независимость — вот основная забота.
День свободы — свободы от нашего взлета,
От сиротского лиха, от горькой стихии,
От латышских стрелков, чьи могилы в России,
Что погибли вот так же, за ту же свободу,
От различных врагов и в различные годы.
Ах, глубинные токи, линейные меры,
Невозвратные сроки и жесткие веры!
Здесь лежат, представляя различные страны,
Рядом — павший за немцев и два партизана.
Чтим вторых. Кто-то первого чтит, как героя.
Чтит за то, что он встал на защиту покоя.
Чтит за то, что он мстил,— слепо мстил и сурово
В сорок первом за акции сорокового.
Все он — спутал. Но время все спутало тоже.
Были разные правды, как плиты, похожи.
Не такие, как он, не смогли разобраться.
Он погиб. Он уместен на кладбище Братском.
Тут не смерть. Только жизнь, хоть и кладбище это...
Столько лет длится спор и конца ему нету,
Возражают отчаянно павшие павшим
По вопросам, давно остроту потерявшим.
К возражениям добавить спешат возраженья.
Не умеют, как мы, обойтись без решенья.
Тишина. Спят в рядах разных армий солдаты,
Спорят плиты — где выбиты званья и даты.
Спорят мнение с мнением в каменной книге.
Сгусток времени — Братское кладбище в Риге.
Век двадцатый. Всех правд острия ножевые.
Точки зренья, как точки в бою огневые.
1962 Наум Коржавин
Итак, о масштабе репрессий в Эстонии, дернул с ВИФа
******************************************************
"Эксперт": Эстонские историки повторяют сегодня измышления нацистской пропаганды
--------------------------------------------------------------------------------
Историк Александр Дюков готовит к публикации книгу по истории советских репрессий в Эстонии с 1940 по 1953 годы. В интервью ИА REGNUM автор охарактеризовал ситуацию, сложившуюся вокруг этого вопроса, в современном эстонском обществе.
ИА REGNUM: Вы работаете над книгой по массовым депортациям из Эстонии до и после войны. Почему именно эта тема и именно сейчас?
- Прежде всего, мне хотелось бы немного поправить вас. Книга, которую я сейчас заканчиваю, посвящена не только истории депортаций из Эстонии в 1941 и 1949 годах. Она посвящена советским репрессиям в Эстонии в целом, начиная с 1940 и кончая 1953 годом. Тема эта весьма актуальна и, можно даже сказать, злободневна. Всем известно, что сегодняшние проблемы в отношениях между Россией и Эстонией во многом обусловлены различным толкованием нашего общего прошлого. Эстонские политики и историки считают, что присоединение этой республики к Советскому Союзу сопровождалась массовыми репрессиями, которые в Таллине называют геноцидом. Недавний запрет советской символики, упорные попытки снести "Бронзового солдата" - все это в Эстонии обосновывают именно размахом советских репрессий. Несколько лет назад, как вы помните, в Таллине даже заявляли о намерении взыскать с России крупные денежные компенсации за "оккупацию" и "геноцид".
Однако при внимательном рассмотрении выясняется, что все эти эстонские претензии выстроены на песке и советские репрессии 1940 - 1953 гг. не могут отождествляться с геноцидом. В их необоснованности и массовости тоже существуют серьезные сомнения.
Давайте разберем конкретный пример. Сколько граждан Эстонии было приговорено к смертной казни до начала войны? Эстонские официальные историки никак не могут прийти к точной цифре. Одни говорят, что было расстреляно 1 850 человек, другие называют цифру в 1 950 казненных. Однако и те, и другие избегают называть источники своих данных. А источники эти очень интересны. Цифра в 1 950 казенных впервые появилась в материалах созданной во время нацистской оккупации так называемой "Комиссии Центра поиска и возвращения увезенных"; цифра в 1 850 приговоренных к высшей мере - в вышедшей в 1943 году пропагандистской книге "Год страданий эстонского народа". Таким образом, сегодняшние эстонские историки всего-навсего повторяют измышления нацистской пропаганды. Какое отношение это имеет к научному исследованию проблемы, совершенно непонятно. Ведь если мы обратимся к документам немецкой полиции безопасности и СД (кстати, опубликованных на эстонском), то обнаружим, что там говорится не о 1 950 и не о 1 850, а о 623 казненных во время "первой советской оккупации". Причем в это число включаются и расстрелянные после начала войны. Обратившись же к данным, опубликованным российскими исследователями, мы обнаружим, что с июня 1940 по июнь 1941 гг. во всем огромном Советском Союзе было казнено в общей сложности от двух до трех тысяч человек. Предполагать, что большинство среди них были гражданами Эстонии - по меньшей мере, абсурдно. Но именно в этом нас пытаются убедить историки из Таллина и Тарту.
И это - не частная ошибка, а общая тенденция. Приведу еще один пример недобросовестного подхода эстонских официальных историков к исследованию. При описании депортации 14 июня 1941 г. обязательно упоминается о том, что депортируемых перевозили в вагонах для скота, причем в каждый вагон набивали по 40-50 человек, включая женщин, детей и стариков. Поэтому, рассказывают нам в Таллине, при депортации имела место массовая смертность. Однако если обратиться к документам НКВД, изрядная часть из которых уже опубликована, то можно обнаружить, что, во-первых, перевозка депортированных осуществилась в вагонах "оборудованных по-летнему для людских перевозок". Во-вторых, в вагоне размещалось не 40-50, а около 30 человек. В-третьих, как свидетельствуют документы о движении эшелонов с депортированными, ни о какой массовой смертности речи не шло. Не исключено, что во время депортации вообще не умер ни один человек. Эстонские историки, кстати говоря, почему-то забывают, что в каждом эшелоне с депортируемыми был санитарный вагон, который сопровождали врач, фельдшер и две медсестры.
Примеры подобной научной недобросовестности можно приводить еще очень долго. То, что в сегодняшнем Таллине выдают за беспристрастные исторические исследования - "Белая книга", "Рапорты" комиссии историков при президенте Эстонии, выпускаемые Музеем оккупации работы - на самом деле являются конъюнктурными и чрезвычайно политизированными.
ИА REGNUM: Насколько будет документальна Ваша книга? В каких архивах Вы работали и есть ли в вашем труде любопытные документы, которые не публиковались ранее?
- Моя книга, естественно, строго документальна. Я закончил московский Историко-архивный институт - в важности детального изучения архивных документов меня убеждать не надо. Историк, не работающий в архивах, - это нонсенс.
Моя работа о репрессиях в Эстонии базируется на фондах двух российских архивов - Государственного архива РФ и Центрального архива ФСБ России. К настоящему времени российскими историками опубликованы десятки томов документов по истории советских репрессий, однако многие крайне интересные и важные документы, к сожалению, все еще не введены в научный оборот. Так, например, в ЦА ФСБ хранится приказ МВД СССР № 00336 от 19 апреля 1946 г., согласно которому репатриированные прибалты, служившие в немецкой армии и полицейских батальонах, были возвращены на родину. Таким образом, воевавшие на стороне нацистов прибалты были фактически помилованы - в то время как репатриированным "власовцам" давали по шесть лет спецпоселения. Это решение было потрясающе гуманным; как видим, намерения осуществлять в Прибалтике "геноцид" у Кремля не было.
Интересные документы есть и в ГАРФе - например, документы о деятельности эстонских "лесных братьев". В сегодняшнем Таллине их считают героями и борцами за свободу. Однако, если мы обратимся к документам, то увидим, в чем заключалась эта "борьба за свободу". С конца 1944 по 1946 гг. эстонскими лесными братьями было убито: сотрудников МВД и МГБ - 53 человека, офицеров и бойцов Красной Армии - 5 человек, бойцов истребительных батальонов - 30 человек, представителей совпартактива - 126 человек, других граждан - 330 человек. Возможно, эти данные неполные, однако они ясно свидетельствуют о том, что "лесные братья" предпочитали не сражаться с военными, а убивать мирных граждан. Вот такой характерный штрих к портрету "борцов за свободу".
ИА REGNUM: Выходит, что эстонские официальные историки активно занимаются созданием исторического мифа. Надо ли нам что-то им противопоставлять?
- Нам нужно не забывать, что история - это наука. Нам нужно просто-напросто вести объективное, с опорой на архивные документы, исследование событий 40-х годов. Политизировать предмет исследования или, подобно эстонским историкам, искажать картину происходивших событий, нет никакой нужды. Никто не отрицает, что в истории взаимоотношений России и Эстонии есть темные страницы. Однако исследовать их необходимо со строго научных позиций, не повторяя популярных и не подтвержденных документально антисоветских мифов. Надеюсь, что книга, которую я заканчиваю, станет первым шагом на этом пути.
Конечно, исследования по прибалтийской тематике необходимо интенсифицировать. Сегодня можно по пальцам пересчитать исследователей, занимающихся этими историческими сюжетами. В большинстве своем это энтузиасты, не пользующиеся поддержкой ни государства, ни научных фондов. А в Эстонии, например, вопросами "советской оккупации" занимаются, как минимум, пять специализированных структур...
ИА REGNUM: Не боитесь ли Вы, что эстонские официальные историки обвинят вас в пропаганде?
- Конечно, это возможно. В конце концов, подобные обвинения вызвала даже публикация вполне беспристрастных сборников документов о преступлениях прибалтийских коллаборационистов. На самом деле в этом нет ничего страшного: критика врага не менее ценна, чем похвала друга. Впрочем, надеюсь, что спор с моей книгой эстонские историки будут вести с научных позиций, привлекая для критики тех или иных положений новые архивные документы. В конечном счете, это пойдет на пользу всем нам.
ИА REGNUM: Будут ли у Вас еще работы по данной тематике?
- Надеюсь, что да. Существует достаточно много исторических сюжетов, которые мне хотелось бы внимательно исследовать. Во-первых, это история советской репрессивной политики в Латвии и Литве. У меня есть сильное подозрение, что в этих странах бытуют столь же неадекватные представления о масштабах и содержании репрессий, как и в Эстонии. Во-вторых, большой интерес у меня вызывает деятельность прибалтийских "лесных братьев". Уверен, эта тема заслуживает тщательного исследования. Есть и другие сюжеты прибалтийской истории 40-х годов ХХ века, которые хочется рассмотреть. Но это дело будущего, хоть, надеюсь, и недалекого. В ближайшем же времени у меня выйдет книга, лишь косвенно связанная с Прибалтикой - монография о нацистском геноциде на оккупированных советских землях. Эта книга уже отправлена в издательство, надеюсь, что вскоре она увидит свет.
Александр Дюков - историк, журналист. Закончил Историко-архивный институт РГГУ, в настоящее время - ответственный редактор информационного агентства АРМС-ТАСС. Автор более 10 научных статей по истории второй мировой войны. В настоящее время к изданию готовятся книги "Миф о геноциде: Репрессии советских властей в Эстонии, 1940 - 1953" и "Русский должен умереть: Нацистский геноцид на оккупированных советских землях".
Постоянный адрес новости:www.regnum.ru/news/802017.html
******************************************************
"Эксперт": Эстонские историки повторяют сегодня измышления нацистской пропаганды
--------------------------------------------------------------------------------
Историк Александр Дюков готовит к публикации книгу по истории советских репрессий в Эстонии с 1940 по 1953 годы. В интервью ИА REGNUM автор охарактеризовал ситуацию, сложившуюся вокруг этого вопроса, в современном эстонском обществе.
ИА REGNUM: Вы работаете над книгой по массовым депортациям из Эстонии до и после войны. Почему именно эта тема и именно сейчас?
- Прежде всего, мне хотелось бы немного поправить вас. Книга, которую я сейчас заканчиваю, посвящена не только истории депортаций из Эстонии в 1941 и 1949 годах. Она посвящена советским репрессиям в Эстонии в целом, начиная с 1940 и кончая 1953 годом. Тема эта весьма актуальна и, можно даже сказать, злободневна. Всем известно, что сегодняшние проблемы в отношениях между Россией и Эстонией во многом обусловлены различным толкованием нашего общего прошлого. Эстонские политики и историки считают, что присоединение этой республики к Советскому Союзу сопровождалась массовыми репрессиями, которые в Таллине называют геноцидом. Недавний запрет советской символики, упорные попытки снести "Бронзового солдата" - все это в Эстонии обосновывают именно размахом советских репрессий. Несколько лет назад, как вы помните, в Таллине даже заявляли о намерении взыскать с России крупные денежные компенсации за "оккупацию" и "геноцид".
Однако при внимательном рассмотрении выясняется, что все эти эстонские претензии выстроены на песке и советские репрессии 1940 - 1953 гг. не могут отождествляться с геноцидом. В их необоснованности и массовости тоже существуют серьезные сомнения.
Давайте разберем конкретный пример. Сколько граждан Эстонии было приговорено к смертной казни до начала войны? Эстонские официальные историки никак не могут прийти к точной цифре. Одни говорят, что было расстреляно 1 850 человек, другие называют цифру в 1 950 казненных. Однако и те, и другие избегают называть источники своих данных. А источники эти очень интересны. Цифра в 1 950 казенных впервые появилась в материалах созданной во время нацистской оккупации так называемой "Комиссии Центра поиска и возвращения увезенных"; цифра в 1 850 приговоренных к высшей мере - в вышедшей в 1943 году пропагандистской книге "Год страданий эстонского народа". Таким образом, сегодняшние эстонские историки всего-навсего повторяют измышления нацистской пропаганды. Какое отношение это имеет к научному исследованию проблемы, совершенно непонятно. Ведь если мы обратимся к документам немецкой полиции безопасности и СД (кстати, опубликованных на эстонском), то обнаружим, что там говорится не о 1 950 и не о 1 850, а о 623 казненных во время "первой советской оккупации". Причем в это число включаются и расстрелянные после начала войны. Обратившись же к данным, опубликованным российскими исследователями, мы обнаружим, что с июня 1940 по июнь 1941 гг. во всем огромном Советском Союзе было казнено в общей сложности от двух до трех тысяч человек. Предполагать, что большинство среди них были гражданами Эстонии - по меньшей мере, абсурдно. Но именно в этом нас пытаются убедить историки из Таллина и Тарту.
И это - не частная ошибка, а общая тенденция. Приведу еще один пример недобросовестного подхода эстонских официальных историков к исследованию. При описании депортации 14 июня 1941 г. обязательно упоминается о том, что депортируемых перевозили в вагонах для скота, причем в каждый вагон набивали по 40-50 человек, включая женщин, детей и стариков. Поэтому, рассказывают нам в Таллине, при депортации имела место массовая смертность. Однако если обратиться к документам НКВД, изрядная часть из которых уже опубликована, то можно обнаружить, что, во-первых, перевозка депортированных осуществилась в вагонах "оборудованных по-летнему для людских перевозок". Во-вторых, в вагоне размещалось не 40-50, а около 30 человек. В-третьих, как свидетельствуют документы о движении эшелонов с депортированными, ни о какой массовой смертности речи не шло. Не исключено, что во время депортации вообще не умер ни один человек. Эстонские историки, кстати говоря, почему-то забывают, что в каждом эшелоне с депортируемыми был санитарный вагон, который сопровождали врач, фельдшер и две медсестры.
Примеры подобной научной недобросовестности можно приводить еще очень долго. То, что в сегодняшнем Таллине выдают за беспристрастные исторические исследования - "Белая книга", "Рапорты" комиссии историков при президенте Эстонии, выпускаемые Музеем оккупации работы - на самом деле являются конъюнктурными и чрезвычайно политизированными.
ИА REGNUM: Насколько будет документальна Ваша книга? В каких архивах Вы работали и есть ли в вашем труде любопытные документы, которые не публиковались ранее?
- Моя книга, естественно, строго документальна. Я закончил московский Историко-архивный институт - в важности детального изучения архивных документов меня убеждать не надо. Историк, не работающий в архивах, - это нонсенс.
Моя работа о репрессиях в Эстонии базируется на фондах двух российских архивов - Государственного архива РФ и Центрального архива ФСБ России. К настоящему времени российскими историками опубликованы десятки томов документов по истории советских репрессий, однако многие крайне интересные и важные документы, к сожалению, все еще не введены в научный оборот. Так, например, в ЦА ФСБ хранится приказ МВД СССР № 00336 от 19 апреля 1946 г., согласно которому репатриированные прибалты, служившие в немецкой армии и полицейских батальонах, были возвращены на родину. Таким образом, воевавшие на стороне нацистов прибалты были фактически помилованы - в то время как репатриированным "власовцам" давали по шесть лет спецпоселения. Это решение было потрясающе гуманным; как видим, намерения осуществлять в Прибалтике "геноцид" у Кремля не было.
Интересные документы есть и в ГАРФе - например, документы о деятельности эстонских "лесных братьев". В сегодняшнем Таллине их считают героями и борцами за свободу. Однако, если мы обратимся к документам, то увидим, в чем заключалась эта "борьба за свободу". С конца 1944 по 1946 гг. эстонскими лесными братьями было убито: сотрудников МВД и МГБ - 53 человека, офицеров и бойцов Красной Армии - 5 человек, бойцов истребительных батальонов - 30 человек, представителей совпартактива - 126 человек, других граждан - 330 человек. Возможно, эти данные неполные, однако они ясно свидетельствуют о том, что "лесные братья" предпочитали не сражаться с военными, а убивать мирных граждан. Вот такой характерный штрих к портрету "борцов за свободу".
ИА REGNUM: Выходит, что эстонские официальные историки активно занимаются созданием исторического мифа. Надо ли нам что-то им противопоставлять?
- Нам нужно не забывать, что история - это наука. Нам нужно просто-напросто вести объективное, с опорой на архивные документы, исследование событий 40-х годов. Политизировать предмет исследования или, подобно эстонским историкам, искажать картину происходивших событий, нет никакой нужды. Никто не отрицает, что в истории взаимоотношений России и Эстонии есть темные страницы. Однако исследовать их необходимо со строго научных позиций, не повторяя популярных и не подтвержденных документально антисоветских мифов. Надеюсь, что книга, которую я заканчиваю, станет первым шагом на этом пути.
Конечно, исследования по прибалтийской тематике необходимо интенсифицировать. Сегодня можно по пальцам пересчитать исследователей, занимающихся этими историческими сюжетами. В большинстве своем это энтузиасты, не пользующиеся поддержкой ни государства, ни научных фондов. А в Эстонии, например, вопросами "советской оккупации" занимаются, как минимум, пять специализированных структур...
ИА REGNUM: Не боитесь ли Вы, что эстонские официальные историки обвинят вас в пропаганде?
- Конечно, это возможно. В конце концов, подобные обвинения вызвала даже публикация вполне беспристрастных сборников документов о преступлениях прибалтийских коллаборационистов. На самом деле в этом нет ничего страшного: критика врага не менее ценна, чем похвала друга. Впрочем, надеюсь, что спор с моей книгой эстонские историки будут вести с научных позиций, привлекая для критики тех или иных положений новые архивные документы. В конечном счете, это пойдет на пользу всем нам.
ИА REGNUM: Будут ли у Вас еще работы по данной тематике?
- Надеюсь, что да. Существует достаточно много исторических сюжетов, которые мне хотелось бы внимательно исследовать. Во-первых, это история советской репрессивной политики в Латвии и Литве. У меня есть сильное подозрение, что в этих странах бытуют столь же неадекватные представления о масштабах и содержании репрессий, как и в Эстонии. Во-вторых, большой интерес у меня вызывает деятельность прибалтийских "лесных братьев". Уверен, эта тема заслуживает тщательного исследования. Есть и другие сюжеты прибалтийской истории 40-х годов ХХ века, которые хочется рассмотреть. Но это дело будущего, хоть, надеюсь, и недалекого. В ближайшем же времени у меня выйдет книга, лишь косвенно связанная с Прибалтикой - монография о нацистском геноциде на оккупированных советских землях. Эта книга уже отправлена в издательство, надеюсь, что вскоре она увидит свет.
Александр Дюков - историк, журналист. Закончил Историко-архивный институт РГГУ, в настоящее время - ответственный редактор информационного агентства АРМС-ТАСС. Автор более 10 научных статей по истории второй мировой войны. В настоящее время к изданию готовятся книги "Миф о геноциде: Репрессии советских властей в Эстонии, 1940 - 1953" и "Русский должен умереть: Нацистский геноцид на оккупированных советских землях".
Постоянный адрес новости:www.regnum.ru/news/802017.html
Кто-то первого чтит, как героя.Вот так сурово "он" и мстил, посмотрите на соотношение убитых военнослужащих и гражданских лиц. Оно, конечно, в статье про эстонских "борцов" писано, но не думаю, что "они" отличались чем-то принципиально.
Чтит за то, что он встал на защиту покоя.
Чтит за то, что он мстил,— слепо мстил и сурово
В сорок первом за акции сорокового.